Posted 6 октября 2020, 13:29

Published 6 октября 2020, 13:29

Modified 7 марта, 14:22

Updated 7 марта, 14:22

Правозащитники потребовали прекратить обыски для запугивания

6 октября 2020, 13:29
Представители правозащитных организаций России в день похорон журналистки, главреда издания «Коза пресс» Ирины Славиной призвали прекратить использовать обыски для давления на граждан.

Сотрудники правозащитного центр «Мемориал», фонда «Общественный вердикт» и общественной организации «Открытая Россия» опубликовали в открытом доступе письмо под названием «Общественная инициатива памяти Ирины Славиной». В документе авторы требуют внести в уголовно-процессуальный кодекс изменения, «препятствующие злоупотреблениям следователя».

«Трагедия 2 октября в Нижнем Новгороде, самосожжение Ирины Славиной, заставляет пристально взглянуть на то, как проводятся обыски, — и у гражданских активистов, и у людей, далёких от политики. Обыск превращён из инструмента расследования преступления в способ силового и психологического давления», — говорится в обращении, размещенном на сайте «Мемориала».

Правозащитники отмечают, что сегодня УПК позволяет проводить обыск без разрешения суда только в исключительных случаях, однако правоохранители постоянно находят «лазейки» для давления на неугодных.

«Итог: каждый второй обыск — „неотложный“», — заключили авторы письма. По мнению правозащитников, суды «штампуют» постановления на обыски машинально, совершенно не вдаваясь в детали дела.

Сегодня в России сложилась такая ситуация, что следователи нередко игнорируют требования УПК, не допуская на обыск адвокатов. Они практически повсеместно изымают технику, не имеющую отношения к делу, а в качестве понятых привлекают знакомых и практикантов.

«Председатель совета правозащитного центра „Мемориал“ Александр Черкасов, директор „Общественного вердикта“ Наталья Таубина и исполнительный директор „Открытой России“ Андрей Пивоваров призвали адвокатов, юристов и представителей гражданского общества „объединить усилия и выработать пакет требований к власти, воплощение которых стало бы не только данью памяти Ирины Славиной, но позволило бы устранить условия, породившие трагедию в Нижнем Новгороде“», — отмечает «Дождь».

Поводом для публикации открытого письма стала трагедия в Нижнем Новгороде. Журналистка Ирина Славина подожгла себя у здания регионального УМВД на следующий день после обыска по делу о «нежелательной организации».

Славина написала, что подверглась крайним унижениям, когда рано утром к ней в дом с обыском пришли 12 человек, среди которых были сотрудники СКР, полиции, СОБР и понятые. Они изъяли у семьи всю технику.

«Забрали, что нашли — все флешки, мой ноутбук, ноутбук дочери, компьютер, телефоны — не только мой, но и мужа, — кучу блокнотов, на которых я черкала во время пресс-конференций. Я осталась без средств производства», — рассказывала Ирина Славина.

Подробности унизительного обыска она описывала так: «Дверь открыл муж. Я, будучи голой, одевалась уже под присмотром незнакомой мне дамы. Проводили обыск. Адвокату позвонить не дали. Искали брошюры, листовки, счета „Открытой России“, возможно, икону с ликом Михаила Ходорковского. Ничего этого у меня нет».

На своей странице в социальной сети Facebook Славина написала: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию».

Гибель журналистки настолько потрясла общество, что представители гражданских организаций потребовали прекратить использование обысков для запугивания граждан.

«В УПК должны быть внесены изменения, препятствующие злоупотреблениям следователя. Судебный контроль за производством обысков из формальности следует превратить в работающий инструмент. „Обыски устрашения“ должны быть прекращены, иначе они сломают ещё множество судеб», — написали правозащитники.

Подпишитесь