Posted 5 октября 2020, 16:51

Published 5 октября 2020, 16:51

Modified 7 марта, 14:23

Updated 7 марта, 14:23

«Мы чувствовали себя бессильными»: что говорил Путин Клинтону о гибели "Курска"

5 октября 2020, 16:51
На сайте Цифровой библиотеки Клинтона (Clinton digital library) ещё летом прошлого года была выложена стенограмма переговоров Билла Клинтона и Владимира Путина за 2000-ый год, однако в поле зрения российских СМИ документ попал лишь недавно. Самый интересный момент в нем - разговор о гибели подводной лодки "Курск".

«Новые Известия» изучили файл – в нём 225 страниц; на странице 60 зафиксирован разговор от 6 сентября 2000 года.

Публикуем перевод этой части беседы Путина и Клинтона.

Билл Клинтон: Сожалею обо всем, через что вам пришлось пройти из-за гибели «Курска». Когда происходит что-то такое, люди по всему миру представляют себя на месте жертв и их родственников, но я представлял себя и на вашем месте. Вам, наверное, пришлось столкнуться со множеством критики. Такое всегда случается. После Оклахома-Сити многие спрашивали, хорошо ли здание было защищено и не впустили ли мы террористов в страну. Так что сердцем я был и с людьми на дне моря, и со всеми остальными тоже.

Владимир Путин: Хорошего выбора у меня в этой ситуации не было. Я оказался в ловушке между плохими и худшими вариантами. Некоторые люди говорили мне, что если бы я сразу спустил туда маленькую подводную лодку и хотя бы попытался спасти парней, мои рейтинги выросли бы. Нельзя позволять делать что-то подобное ради пиара. Нужно отдавать приоритет реальному спасению людей. Я ценю вашу искреннюю поддержку. Как ни странно, последующие опросы продемонстрировали, что этот инцидент не повлиял на моё положение. Но я очень боюсь того, что нечто подобное может повториться.

Билл Клинтон: Сейчас мы работаем в другой обстановке. Если в Москве взрывается здание, это словно затрагивает наших родственников. Или если люди в Мозамбике вынуждены залезать на деревья, чтобы спастись от наводнения... Во многих отношениях это хорошо. Это напоминает нам, что другие — тоже люди. После этого сложнее ненавидеть. Но иногда и лидеру бывает трудно поступать правильно из-за всех этих сильных ощущений.

Владимир Путин: Мы чувствовали себя бессильными во время этой катастрофы. Сейчас все выглядит так, что весь экипаж погиб в течение 60 или 90 секунд. Мы не могли рассказать родственникам, но в корпусе была дыра размером около двух метров, через которую затопило первые три отсека подлодки. Я даже не знаю, как мы можем вытащить тела. В этих водах много трески — плоти на костях может не остаться. Мы пытались спустить на тормозах всю эту шумиху, но некоторые люди странные, и они просто продолжали ее подпитывать. Это просто факт жизни».

Напомним, катастрофа на атомном подводном ракетоносном крейсере К-141 «Курск» произошла 12 августа 2000 года. По официальным данным, на подлодке взорвалась одна торпеда, после чего сдетонировали и остальные. Несколько отсеков были разрушены, в результате подлодка затонула. На борту находились 118 моряков и офицеров, все они погибли.

Официально российские власти признали гибель 118 моряков только спустя 10 дней — 22 августа. До этого Владимир Путин публично заявлял, что для спасения экипажа делается всё возможное. При этом, как уточняет «Медиазона», глава правительственной комиссии по расследованию причин аварии, вице-премьер Илья Клебанов, утверждал, что власти ещё 14 августа узнали о смерти всего экипажа.

«Экс-командующий флотилией подлодок, вице-адмирал Олег Бурцев в августе (2000 года) рассказал о ходе спасательных работ во время катастрофы. Он заявил, что члены экипажа жили еще четыре-пять часов после разрушения системы регенерации воздуха», пишет РБК.

Подпишитесь