Posted 1 октября 2020, 11:03
Published 1 октября 2020, 11:03
Modified 7 марта, 14:28
Updated 7 марта, 14:28
Дарья Вознесенская
В Ростовской области раков чаще всего вылавливают в водохранилищах Манычского каскада, в реках Дон и Сал. Однако популяция раков там сокращается. Согласно данным «Экологического вестника Дона», с 2015 по 2019 годы промысловый запас раков сократился на 16%. В исследовании говорится, что на уменьшение популяции влияют незаконный промысел, чрезмерная зарастаемость водоемов, обмеление, а также заиливание ракопродуктивных угодий. На восстановление численности раков потребуется не один год. Ко всему прочему, рак еще и обмельчал. Так, например, доля раков свыше 14 см в пойме Дона составляет лишь 2-3%. На мелких особей приходится больше половины улова.
Владелец сети специализированных магазинов по продаже рыбы рассказал RostovGazeta, что основной проблемой являются браконьеры. По его словам, они могут отбить свои траты на покупку лодки и раколовки за месяц. «Все имеет свойство заканчиваться. Вот и наш рак скоро закончится, если вылавливать в таких бешеных масштабах и не давать популяции восстанавливаться. Примером для нас может служить рак из Севана (Армения). Еще несколько лет назад казалось, что севанский рак никогда не закончится, в наш регион очень много ввозили его на продажу. Что в итоге произошло? Рак в озере Севан почти исчез», — отметил он.
Бизнесмен считает, что виной всему коррупция. Он называет сотрудников водной охраны «взяточниками». Единственный период, когда правоохранители жестко преследуют браконьеров, — во время операции «Путина», которая проводится с 1 апреля по 31 мая. За нарушение правил рыбной ловли в этот период грозит не только административная, но и уголовная ответственность. Так, в этом году в Ростовской области сотрудники полиции возбудили 360 уголовных дел, к ответственности был привлечен 91 нарушитель.
Владелица другого магазина говорит, что сейчас в Ростовской области купить донского рака можно только у браконьеров. Кроме того, по ее словам, в продаже появилось много дешевых раков сомнительного качества. «Сейчас можно купить готового рака за 800-900 рублей, так как люди начали торговать через социальные сети. Они варят дома и в гаражах, не тратя деньги больше ни на что», — подчеркнула собеседница издания RostovGazeta. Также она рассказала, что некоторые недобросовестные продавцы торгуют раками, которые умерли до варки, что может привести к отравлению.
«Предприниматели жалуются на недостаток в продаже именно донского манычского рака. Это связано с браконьерской добычей. Не все крупные бизнесмены и специализированные сетевые магазины готовы идти на риск и закупать незаконно выловленный рак. Однако донской рак легко можно найти на любом рынке, где торговцы уверяют, что поймали рак в пруду, а не на Дону, где стоит запрет на вылов. Цена на донской рак при этом, как говорят специалисты, за прошедшие три года выросла на 50%», — рассказала «Новым Известиям» корреспондент RostovGazeta Тат Гаспарян.
Известный донской казак Максим Ильинов считает: чтобы восстановить популяцию раков, необходимо полностью запретить их вылов в реке Маныч и на Дону хотя бы на два-три года. Он напомнил, что только после того, как шамайка была занесена в Красную книгу, ее популяция восстановилась. Он отметил, что искусственное восстановление популяции раков также может не помочь, так как браконьеры вылавливают и мальков.
«Пока в выращивании раков в искусственных водоемах нет смысла в Ростовской области. Репродуктивный потенциал слишком высок, чтобы прибегать к искусственному воспроизводству. Но мы ведем работы в этом направлении», — рассказал замруководителя Азово-Черноморского филиала ФГБНУ «ВНИРО» Владимир Белоусов. Самой большой бедой для раков в Ростовской области он назвал маловодность.
Ихтиолог Даниил Середин также не является сторонником теории браконьерства. Он считает, что в нарушении популяции донских раков виновата экология. «Я как водолаз вижу, как популяция раков каждый год снова и снова восстанавливается — они очень плодовитые. Но также весной вижу, что вся эта народившаяся молодь умирает от болезней. Численность раков соответствует той экологической ситуации, которая существует сегодня», — говорит он.
По словам ихтиолога, ракам нужно, чтобы в водной зоне жили животные и птицы. Тогда ракообразные смогут питаться, перерабатывая продукты их жизнедеятельности. Сейчас же водоемы «умерли от голода». «Нет биогенов и веществ, которые жизненно необходимы, чтобы там росли не только раки, но и все остальные водные жители. Если „пустые“ водоемы „накормить“ отходами жизнедеятельности животных и птиц, все само восстановится», — полагает Середин.
Восполнить популяцию манычского рака намерен директор компании ООО «Раки Юга» Андрей Барышев. Он собирается выращивать раков в Сальском водохранилище на территории 560 гектаров. Эксперимент начнется этой осенью. Об его итогах можно будет судить только через 3-5 лет — столько нужно для выращивания полного цикла донского рака. При этом бизнесмен считает, что через 10 лет сможет выйти на мировой рынок.
«Мы планируем работать на экспорт. Раньше манычский рак поставляли во Францию авиарейсами, думаем со временем возродить эту традицию», — говорит Барышев.
По его мнению, донских раков нужно приравнять к аквакультуре. Тогда появится возможность законно выращивать их и продавать. «В некоторых регионах уже принят закон, у нас пока нет», — добавил бизнесмен.
По мнению Гаспарян, уменьшение за пять лет промыслового рака на 16%, скорее всего, не наносит урона экономике Ростовской области, так как данная цифра не является критичной. «Именно проблемой рака на Дону чиновники не занимаются, так как пока в том нет необходимости», — добавила она.