Как отмечает автор материала Джеймс Ставридис, опасность конфликта на Кавказе заключается в том, что Турция и Россия активно поддерживают противоположные стороны.
«Турки недолюбливают армян и выступают на стороне своих азербайджанских единоверцев-мусульман. А у России с Арменией есть официальный договор об обороне», — цитирует сообщение Иносми.
По мнению издания, «замороженный конфликт» между Арменией и Азербайджаном будет иметь существенные последствия для региональной безопасности, энергетических рынков и амбиций российского президента Владимира Путина и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
По мнению автора, бывавшего и в Армении, и в Азербайджане во время службы в НАТО, серьезные трения между военными ведомствами двух государств чувствовались еще в 1990-е годы. «Никто не хотел и не собирался отступать ни на шаг, как буквально, так и фигурально», — отмечает Ставридис.
В 1990-е годы во время противостояния в Нагорном Карабахе — анклаве Азербайджана, населенном в основном армянами — война унесла 30 тысяч жизней. Азербайджан потерял над Карабахом контроль и до сих пор не смог его вернуть.
За те четыре года, которые он служил в НАТО, азербайджанцы не раз начинали нерешительные наступления в Нагорном Карабахе, которые армяне легко останавливали.
«По оценкам нашей разведки, если бы дело дошло до серьезных столкновений, армяне почти наверняка победили бы. Российская Федерация поставляла оружие и обучала военных с обеих сторон, и русские на самом деле оказывали на них определенное успокаивающее воздействие. Но мы знаем, что когда Путин играет в миротворца, ничего хорошего это не сулит».
После того, как с 27 сентября конфликт между странами обострился вновь, обе стороны как обычно утверждают, что противник атаковал первым. Большинство стран в конфликт не вмешиваются. Однако наибольшая опасность заключается в том, что Турция и Россия активно поддерживают противоположные стороны.
«Турки недолюбливают армян и выступают на стороне своих азербайджанских единоверцев-мусульман. (В Армении память о зверствах турок-османов вековой давности остается важным фактором в национальном сознании.) У России с Арменией есть официальный договор об обороне, и она поддерживает с ней тесные связи в военной сфере», — напоминает Ставридис.
Сейчас, когда США заняты президентскими выборами, а Евросоюз поглощен развязкой Брексита и ростом напряженности между Грецией и Турцией в восточном Средиземноморье, шансов на мирное урегулирование конфликта мало.
В качестве «первого шага» автор предлагает жест символического возврата земли азербайджанцам.
«Две страны могли бы взять на себя обязательство отказаться от применения огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (как поступили Китай и Индия после недавнего небольшого конфликта на „линии контроля“ в Гималаях). Потом можно было бы шаг за шагом приступить к открытию границы. По общему убеждению, особых надежд на это нет», — полагает Ставридис.
По его мнению, сейчас любые компромиссы по урегулированию карабахского вопроса кажутся гораздо менее вероятными, чем маленькая война с большими последствиями.