Аналитик Михаил Крутихин в интервью ТВ "Настоящее время" высказался о возможном использовании нефтегазовых инструментов Россией в решении карабахского конфликта. Он, в частности, уверен, что Азербайджан и Турция полностью нейтрализовали попытки Москвы придать геополитический вес её нефтегазовым рычагам.
Российские «Потоки» в направлении Южной и Восточной Европы стали не нужны не только в Европе, но и в Турции. И надежды Кремля на превращение их в инструмент политического влияния провалились так же, как провалилась затея лишить Украину газового транзита. Десятки миллиардов потрачены впустую.
«Туркам не нужна и российская нефть. От нее стали отказываться НПЗ в Турции, предпочитая иракскую и норвежскую. Так что давить на азербайджанцев в их карабахской политике стало нечем.
Действительно, газ и нефть считались политическим оружием России. Разберемся по двум странам. Азербайджан – ну да, действительно, когда-то было сотрудничество, были интересные связи, и Азербайджан во многом полагался на Россию, и Россия полагалась на Азербайджан. Так что Россия могла использовать нефть и газ каким-то образом для того, чтобы влиять в этом регионе на политику этой страны.
Сейчас все абсолютно по-другому. Азербайджан в сотрудничестве с Турцией наладил мощный экспорт своего газа не только в Турцию, но и в Южную Европу. И фактически сделал абсолютно ненужным газопровод "Турецкий поток", так называемый "Южный поток". То есть все миллиарды долларов, которые вбухали в строительство этого направления, оказались никчемными совершенно. И Азербайджан с Турцией в союзе от российского газа, от российской нефти не зависят абсолютно никак. То есть надавить на Азербайджан в конфликте путем использования нефтегазового оружия у России никоим образом не получится. Только-только поступили сообщения, что нефтеперерабатывающие заводы в Турции, часть из которых принадлежит азербайджанской компании SOCAR, отказываются от российской нефти, предпочитают иракскую нефть и норвежскую нефть.
Турция совершенно не зависит от России, она может спокойно обойтись, и газовый и нефтяной баланс свой закрывать без оглядки на Россию. Россия Турции не нужна в плане нефтегазовом.
Можно было бы повлиять на Армению. Армению фактически купили. Это единственный такой пример 100%-го успеха в использовании газа как оружия. Армения не могла расплачиваться за российский газ, и она расплачивалась долями в своей газовой отрасли – и в инфраструктуре, и во всех газовых компаниях. Фактически ее купили. И теперь роль российского газа в Армении чрезвычайно высока. В принципе, в каком-то конфликте можно было бы использовать этот газ, чтобы заставить Армению делать то, что хочет Россия.
Можно давить на Армению, где всё газоснабжение контролируется Газпромом, но с какой целью? Помочь отразить наступление азербайджанско-турецких войск? Заставить капитулировать? То есть выступить на стороне нападающих?»