Как известно, популярный российский политолог Валерий Соловей сделал в интервью украинскому телеведущему Дмитрию Гордону весьма примечательное признание, будто бы он является «ассоциированным членом» некой могущественной тайной организации. Дословно это признание прозвучало так:
«Существуют силы и личности, чье влияние превосходит любые силы. В частности, они сильнее ФСБ, сильнее Службы внешней разведки, сильнее Управления Генштаба. Это международные неправительственные организации, назовем их давайте так. Таких организаций в мире существует несколько. Я ассоциированный член восточно-европейского филиала одной из таких организаций».
При этом Соловей отметил, что эта организация не имеет никакого отношения к знаменитым тайным орденам - ни к масонам, ни к тамплиерам, и вообще к оккультизму, но членство в ней позволяет ему «иметь интеграцию в довольно широкие круги истеблишмента, причем не только в России, но и в европейской и северо-американской части Ойкумены».
Кроме того, Соловей отметил, будто бы «о существовании этой организации знает российское руководство, оно обращалось к ее услугам в свое время. Оно получило эти услуги. Российское руководство знает, что эта организация не только высоко эффективна, но чрезвычайно опасна. Я не шучу. И эта организация предоставляет мне некоторые гарантии безопасности. Она не может предоставить мне абсолютные гарантии, но мой уровень безопасности и защиты довольно высок»
Ну а кроме того, по его словам в мире действует несколько подобных обществ, но «почти все из них находятся в конфликте с Кремлем»...
Эти заявления вызвали некоторую оторопь в российском экспертном сообществе, очень многие просто покрутили пальцем у виска, сочтя, что политолог в стремлении удержать свою популярность не гнушается даже откровенной ахинеи. Однако нашлись и те, кто отнесся к заявлению Соловья серьезно. К примеру, политолог Григорий Голосов, который в своем блоге объяснил мотивы своего коллеги:
«Когда В. Соловей сообщает о своем членстве в могущественном тайном обществе, то он, конечно, знает, что над ним будут хихикать в соцсетях. Но он и обращается не к разным умникам, а к специфической целевой аудитории, состоящей из чиновников и "силовиков" (впрочем, пойми теперь, в чем разница), исходя из присущих им качеств: они трусливы и условно-суеверны. Второе нуждается в моем пояснении. Как все, кто чувствует, что обязан своим социальным и имущественным статусом стечению обстоятельств, они верят в везение и невезение с интенсивностью, незнакомой обычным людям за рамками пубертатного возраста. Но эта вера всегда замутнена не очень отчетливым пониманием, что "все сложнее", и если применительно к везению "сложность" обычно относят к удивительным и уникальным свойствам собственной натуры, то для объяснения невезения надо привлекать некие столь же таинственные, но внешние факторы. Тайные общества, за кулисами вершащие судьбы мира, как раз подходят. Так что в этой аудитории замечание Соловья, полагаю, нашло заинтересованных слушателей и, не исключаю, чем-то и правда ему помогло....»
Политолог Сергей Медведев согласился с такой трактовкой:
Григорий Голосов справедливо замечает, что анекдотическое заявление Валерия Соловья о принадлежности к некой тайной могущественной организации адресовано, конечно, не к умникам Фейсбука и даже не к условным читателям "Комсомолки" и "Аргументов и фактов", картина мира которых пронизана "скрытыми пружинами", тайными ложами и убеждением, что "все не так просто" -- без этого знания обыватель просто не может существовать. Он адресуется прежде всего к т.н. российской элите и силовикам, которые, как замечает Голосов, трусливы и условно-суеверны и воспринимают намеки на принадлежность, скажем, к масонам, на полном серьезе.
В самом деле, мои (крайне, впрочем, ограниченные) контакты с представителями этого мира убедили меня в их суеверности, религиозности и вере в "удачу". Масса амулетов, ритуалов, походов к гадалке, а также вип-паломничеств на Афон, в Саров или к Матроне. И это не путинская только эпоха, а изначальное устройство российской власти не по меритократическому признаку, а по случайности, везению и мистической близости к телу суверена. Что в эпоху Грозного, что в эпоху Сталина, что в эпоху Путина высшие чиновники постоянно находятся в одном шаге от нежданной милости или от столь же нежданной казни -- отсюда и культ удачи, блатного "фарта", и специфические ритуалы.
Еще это напоминает культ дуэли и карточной игры в российском дворянстве в 19 веке, как описал его Лотман: понимая, что судьба играет человеком и они не являются ее хозяевами, дворяне все время стремились ее испытывать, "проверять" на благосклонность. По большому счету это следствие ресурсной системы с силовым распределением благ, культом власти и рабской покорностью. Если рациональный просчет судьбы -- привилегия свободного человека, то суеверие -- удел раба, как и вера в тайные силы, играющие миром и человеком, и в этом смысле Соловей очень точно попадает в свою референтную группу, которая вешает на стену портреты вождя, хранит в сейфе наградное оружие и верит в крайнюю битву масонов с чекистами...»
Политик Леонид Гозман, впрочем, уверен, что заявление Соловья свидетельствует скорее о его неадекватности:
«Голосов предположил, что фантастическое заявление Соловья о принадлежности его к "могущественной тайной организации", адресовано нашей суеверной, живущей в мире примитивных предрассудков элите. Т.е. за этим заявлением признается прагматика.
С тем, что наше начальство в массе своей разделяет самые примитивные и смешные представления о мире, в котором комфортно уживаются черная магия, парапсихология, всеобщая чипизация Билла Гейтса и зловещие замыслы Сороса, я, конечно, согласен. Но они, веря в тайные ордена, не поверят человеку, который открыто заявляет о принадлежности к одному из них - это не по правилам, это поведение самозванца.
Весьма вероятно, что прав. Но я бы хотел предложить другое объяснение поведению уважаемого политического предсказателя, более простое и совсем не интеллигентное - у него уехала крыша. Много лет он, по его собственным словам, возглавлял в МГИМО кафедру психологической войны или чего-то подобного. Вы можете себе представить, сколь бредовые представления о мире рождаются в головах "специалистов" в этой области? Много лет, он пытался стать кем-то в политике, был то сталинистом, то националистом, то еще кем-то. Теперь, вот, стал либеральным критиком Путина. Все это не проходит без последствий. Не исключаю, что Валерий Дмитриевич верит, если не во все, то во многое из того, что говорит. И про тайный орден, и про попытку отравления себя, и про то, что Путину каждый день о нем докладывают. Следующий шаг - прямой контакт с космосом и управление Вселенной...»
А экономист Алексей Захаров привел простой, но убедительный пример, косвенно подтверждающий версию Голосова:
«А вот такую историю мне рассказал очевидец. Раннее утро, в машине едут три прихожанина и батюшка, возвращающиеся с пасхального богослужения. За рулем женщина, одетая строго, почти как монахиня. Все немного приняли спиртного после окончания Великого поста. Машину тормозит гаишник. "Ваши документы... Ага, значит, выпили... Ну что, сейчас отберем права". Женщина поворачивается к нему: "Вы что, хотите, чтобы вас заживо отпели?" Гаишник молча и в ужасе возвращает ей права...»