Posted 28 сентября 2020, 16:17
Published 28 сентября 2020, 16:17
Modified 7 марта, 14:30
Updated 7 марта, 14:30
Ирина Зиганшина
Погодные условия могли увеличить смертность от военных операций и случившейся тогда же эпидемии «испанки», пишет Science Daily.
Дождливые, холодные, грязные ландшафты Западного фронта подробно задокументированы и историками, и писателями. Хроники сохранили описания залитых дождевой водой траншей, грязных полей, замедлявших перемещение войск, и ночных холодов, когда солдаты обмораживали себе руки и ноги. Однако научных исследований, которые были бы посвящены изучению условий окружающей среды в тогдашней Европе и их влиянию на ход истории, до последнего времени почти не было.
Этот пробел постарались восполнить авторы новой статьи, опубликованной в журнале AGU GeoHealth, – американские историки и климатологи. Они изучили ледяной керн, взятый из ледника в Европейских Альпах, и реконструировали климатические условия времен Первой мировой. Изучение подтвердило верность исторических свидетельств о проливных дождях на полях сражений Западного фронта, которые привели к многочисленным смертям от утопления, переохлаждения, пневмонии и других инфекций.
Три раза за эти годы смертность в Европе достигла своего пика, и эти пики всякий раз совпадали с периодами низких температур и сильных дождей, вызванных необычно сильными притоками воздуха с Северной Атлантики зимой 1915, 1916 и 1918 годов. В целом же в течение шести лет по всей Европе было гораздо холоднее и дождливее обычного – подобная аномалия происходит раз в 100 лет. Дожди и необычно холодные температуры повлияли на исход многих крупных сражений на Западном фронте. Особенно ярко это проявилось в битвах при Вердене и Сомме, в ходе которых было убито или ранено более миллиона солдат.
Реконструкция погодных условий также позволила ученым предположить, что холода, вероятно, мешали кряквам и другим перелетным птицам улетать на зимовку на северо-восток России. Утки оставались в Европе, и это усугубило эпидемию гриппа на Западном фронте. Кряквы – основной носитель вирусов гриппа H1N1, до 60% этих уток ежегодно бывают инфицированы. Через воду, загрязненную зараженными птичьими фекалиями, вирус мог передаваться людям.
Сильные осадки могли ускорить распространение гриппа. Как стало ясно во время пандемии COVID, некоторые вирусы во влажном воздухе сохраняют лучшую жизнеспособность. Логично предположить, что необычайная влажность, характерная для погоды времен Первой мировой, ускоряла передачу вируса. Новое исследование показало, что самая смертоносная волна пандемии в Европе началась осенью 1918 года, сразу после периода сильных осадков и низких температур. Всего же с 1917 по 1919 год «испанка» унесла от 50 до 100 миллионов жизней.