Петербургский историк Константин Богуславский столкнулся в своих архивных исследованиях с крайне интересным феноменом. Оказывается большевики, вопреки устоявшемуся мнению, проводили «красный террор» вовсе не против «классовых врагов» революции, а в целях устрашения, а также из карьерных соображений. Так что сталинский террор 1930-х годов был прямым следствием ленинского начала 1920-х. Вот что пишет Богуславский:
«Я работал в архиве с большим количеством документов и анкет по Крыму 1920-21 года, когда ЧК и особые отделы расстреливали оставшихся на полуострове сдавшихся «белых».
Почему-то считается, что большинство расстрелянных составляли офицеры и буржуазия. Это совсем не так.
Подавляющее большинство встретившихся мне анкет: это обычные солдаты, казаки. Молодые, пожилые, часто абсолютно нищие и неграмотные. Более того, в их анкетах или делах не было вообще каких-либо данных за то, что они сделали нечто такое за что их можно и нужно расстрелять.
Для примера, одна из анкет:
Зеликов Петр. 20 лет. Образования никакого. Крестьянин. Имущественное положение- ничего не имеет. Женат. Проживал: Кубанская область, станица Тихорецкая. Русский. Православный. Род занятий- хлебопашец. С мая 1919 года- рядовой в армии Деникина. С апреля 1920- рядовой в армии Врангеля, 49-й Брестский полк. В армию попал по мобилизации. Уезжать с остатками врангелевской армии не захотел. Отношение к советской власти- сочувствует.
Постановление «особой тройки» от 8 января 1921 года - расстрелять...»
Комментаторы этой публикации не были удивлены такому положению дел:
- Это обычное дело. Когда не хватало настоящих "белых", чекисты убивали рабочих и крестьян, сочувствующих советской власти. К тому же, где напасешься столько белых? Они очень быстро закончились, а получать ордена и звания за что-то надо. Продвижение по службе давало возможность приобретать всякие ништяки через распределитель: продукты, импортную одежду и обувь. А также улучшать жилищные условия.
- Вообще самый главный факт истории двадцатого века в России - это то, что правящая тогда власть была исключительным злом в первую очередь для массовых групп населения: крестьян и рабочих. Это было просто страшное наказание им.
А лучше всего она относилась (не теоретически, а практически) к управляющим группам страны, и к группам, обслуживающим начальство (которую они назвали, тоже в наказание, "советской интеллигенцией).
- Даже на фоне в целом предельно жестокой и беспощадной Гражданской войны от описания зверств красных именно в Крыму волосы дыбом. Зверств равно кровавых и бессмысленных.
А Глеб Бараев привел еще один пример зверств большевиков в Крыму:
«А вот вопиющий случай. ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1921 г. января 10 дня я, Военследователь Особаго отдела 4-й армии Филиппов, рассмотрев материалы в деле за № 978 о г. Дубовине Иване Ив., принимая во внимание, что граж. Дубовин, является, как солдат арм. белых. призван по мобилизации, каковой и доставлен в особый отдел по-выздоровлению из госпиталя, как военнопленный и имея ввиду что в деле никакого обвинительнаго материала против него нет, а потому постановил: гр. Дубовина направить в распоряжение Симферопольского уезд. военкомата, и дело о нем прекратить и сдать в архив. Настоящее постановление предоставить на утверждение начальнику ОО 4 арм.
Военследователь [подпись] Филиппов
[Резолюция темным карандашом] Согласен. 10/I - 21 г. Тол[ьмац?]
[Резолюция бордовым карандашом] Как пл[енного?] к-ка [казака?] IV армии разстрелять
[Резолюция синим карандашом] Утверждаю. Михельсон. 21/I - 21.
[чьи-то каракули (подпись?) зеленым карандашом]»