Алина Витухновская, писатель
Российский националист Максим Марцинкевич, более известный как «Тесак», покончил с собой в СИЗО № 3 города Челябинска. Тело Марцинкевича нашли в одной из одиночных камер следственного изолятора, где он находился временно для дальнейшей пересылки в Москву. Известно, что Марцинкевич оставил предсмертную записку, но создается впечатление, что она писалась под принуждением. Однако, появились и его письма еще 2014-ого года, где он предупреждает о возможности своего убийства.
У меня есть личная история, связанная с Тесаком. Было это давно, год 2008-2010-ый. Позвонили «журналисты». Тогда у меня как раз вышло несколько книг и я постоянно давала интервью. Интуиция подсказала мне, что дело нечисто, но мне надо было проверить одного человека, а заодно и себя.
Ко мне в квартиру завалились трое (Тесак и еще два персонажа, оба уже мертвы), привязали к стулу и приставили к виску пистолет. Хотели, чтоб я отдала ключи от комнаты, где по их мнению был антиквариат. Под видом, что иду за ключами, я выкинула ключи от квартиры в мусорное ведро. Без ключей дверь изнутри не открывалась. Они опять привязали меня к стулу и приставили пистолет. Я говорю — «Ну, стреляйте!» Кончилось все тем, что они более часа умоляли меня открыть дверь и дать им уйти. Мое заявление в полицию по этому поводу бесследно исчезло, оно просто-напросто было уничтожено. Что говорит о том, что Тесак и вся его деятельность плотно курировалась спецслужбами.
Что касается изменения взглядов Тесака, о которых сейчас пишут многие, до чего же вы наивны! Просто либертарианство нынче в тренде, а гопничество — уже нет. Как говорится, рок-н-ролл мертв, а делать-то что-то надо. Тесак — по сути своей — гопник-бизнесмен с просроченной идеологией и ореолом Робин Гуда для дурочек.
Что же касается педофилии, этой темой больше всего интересуются сами педофилы. И (или) садисты. Кем и был Тесак.
Он жаловался, что он помогал государству, а оно его в тюрьму упекло. Ну все логично. У государства здесь присвоенное право на насилие, а Тесак без спросу залез на чужое поле. Вот насилие и осуществило свое право над Тесаком. Так что говоря о банальности зла, не забывайте и о его логичности. История, достойная Стивена Кинга. В которой главный герой идентифицирует себя с той силой, вызывая которую на себя, поглощается ей.
У покойника оказалось большое количество поклонников среди российских интеллигентов, что, конечно, не делает им чести. Журналист Евгений Левкович сокрушается:
«Тесак для меня — один из редчайших примеров невероятной человеческой эволюции. Того, что человек, в которого никто не верит, может учиться, меняться и расти. Поэтому для меня он давно не Тесак, а Максим.
В коллективной памяти он навсегда останется Тесаком, «неонацистом», ублюдком. Это потому, что наше общество не дает ни малейшего шанса ни на исправление, ни на эволюцию. Российское общество в разы страшнее и тупее, чем Тесак, даже молодой. Оно ненавидит ищущее и живое — ему нужно стабильное, понятное, а лучше всего — мертвое.
Еще он для меня — редчайший пример мужества. Абсолютно несгибаемый. Ни на свободе, ни в тюрьме. И абсолютно неуправляемый. А потому — опасный. Опаснее, чем вся российская «оппозиция» вместе взятая.»
Некий Григорий Переборщиков, фотографию которого Тесак в свое время внес в фотоальбом врагов, также скорбит о том, чьей жертвой мог пасть. Он пишет:
«В 2007 году ты выложил мою фотографию на своем нацистском сайте в разделе «врагов». И написал мне в аську «пообщаться ради прикола». Я почти не знал о тебе тогда. Мне показалась странным, что это общение прошло относительно цивилизованно. Но мое фото ты все равно так и не удалил, и это имело для меня некоторые последствия, которые во многом определили мою жизнь.
Ты был талантливым человеком — так мне говорили все те, кто с тобой общался. Но ты всегда находил своим талантам наихудшее применение.
В твоей биографии, особенно ранней, было достаточно проступков, которые преследуются по закону. Тем абсурднее, что почти весь свой долгий срок в тюрьмах ты провел не по их причине, а за свои слова — по т.н. «политическим» статьям. Это не было справедливым.
Последние годы один из моих друзей вел с тобой переписку. Он давал почитать мне твои письма, они удивили меня. Твои взгляды менялись по многим вопросам, ты много читал.
Ты не был обычным. Очень жаль, что свои способности ты никогда не сможешь использовать каким-то лучшим образом. Новость о твоей смерти меня опустошила. Я не знал тебя хорошо. И почти никто не знал. Покойся с миром, Максим. Все будем там»
Интеллигент отличается от интеллектуала тем, что последний мыслит напрямую, а интеллигент осознает себя через чувствование, через рефлексию. Поэтому российскому интеллигенту необходимо, чтобы его все время окунали в грязь, ведь больше здесь, в сущности, ничего и нет, или же оно не вызывает столь бурных эмоций.
Возвышенное искусство от Моцарта до Баха, от Гойи до Брейгеля, от Набокова до Джойса — все то, чем годами прикрывала российская интеллигенция свои пустые головы, набитые соломой импринтов и ложно-элитарного пафоса, не взросло на этой почве и не дало своих плодов. Ибо культура без цивилизации нежизнеспособна и скорее превращается в пытку, чем в наслаждение. Отсюда это любимое здешней публикой выражение «Искусство должно быть скучным». Таким образом, они хотя бы латентно признают свою утомленность от классических форм. Поэтому Тесак снимается в фильме «Дау», где режет свинью. Это то искусство для русской публики, каким оно и она должны быть представлены на Западе. В этом есть своя правда. Ведь политика, ведущаяся страной в течении 20 лет и приведшая к полной деградации, уже не дает воспринимать ни Пушкина, ни Толстого, в них просто больше не верят.
Люди, которых Тесак заносил в список своих врагов, отдают ему почести, именно потому, что как я писала выше, им надо отрефлексировать собственное бытие через унижение и принадлежность к более сильному псевдосубъекту. Каков же уровень этих людей, если для самоидентификации им нужен человек, назвавший сам себя Тесаком?
Марцинкевича считают националистом, придавая этому термину уничижительный смысл. Однако, национализм — лишь одна из форм политических идеологий, имеющая право на существование, если мы вообще говорим о свободе слова и свободе политических воззрений. Проблема в том, что Тесак использовал национализм как прикрытие своей преступной деятельности, которая сводилась к унижению, грабежам, физическому насилию, вторжению в частную жизнь. То есть, фактически он занимался систематическими внесудебными расправами под вывеской гражданского активизма.
От меня никто не дождется сочувствия к Тесаку, потому, что если в США в дом к гражданину вломится банда, тем более, с оружием, он имеет право стрелять. Нас же лишили всех прав на свободу, нормальную жизнь и самооборону, заменив их псевдохристианскими неврозами и вредными идеями «о непротивлении злу насилием».
Несмотря на то, что покойный был отвратительным человеком, это не отменяет того факта, что российская система исполнения наказаний по сути является огромной пыточной базой смертников, творящей беспредел и самосуд.