Сергей Баймухаметов
Цитирую по сайту Союза архитекторов: «Стартовал Всероссийский конкурс на лучшую концепцию по ре-использованию Мавзолея В.И. Ленина на Красной Площади. Творческое состязание получило статус специального проекта в рамках фестиваля «Зодчество», который в этом году пройдет с 11 по 13 ноября… Прием заявок осуществляется до 19 октября. Лучшие работы будут экспонироваться с 11 по 13 ноября в рамках XXVIII Международного архитектурного фестиваля «Зодчество»… В заключительный день события, 13 ноября, будут объявлены победители конкурса. Участникам конкурса предлагается разработать фор-эскиз проекта ре-использования Мавзолея В.И. Ленина на Красной площади в Москве в качестве музея, посвященного его проектированию и строительству… Другие идеи ре-использования Мавзолея не только допускаются, но и приветствуются».
Объявление появилось на сайте еще 26 августа. И было замечено лишь профессионалами. 12 сентября о нем сообщила пресса. И - началось…
Через два дня конкурс отменили.
«Такой агрессии, такого неприятия к проекту я не встречал давно, - посетовал президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. - Определенная часть общества резко негативно восприняла саму идею. Нам звонили, писали - использовали разные методы, все, что угодно. Мы не получили фактически никакой поддержки, никаких положительных отзывов. Чтобы не вызывать дальнейшего негатива, мы решили сдать позиции».
О накале страстей в определенных кругах можно судить по заявлению председателя КПРФ Геннадия Зюганова на пресс-конференции в Москве:
«На мой взгляд, это откровенная циничная провокация. Только люди с больной психикой могут из некрополя сделать какой-то музей… Опять вся эта мерзопакостная публика, которая лезет в нетрезвом виде с грязной рожей руками раскапывать святилище наше… Вы просто ошалели от своей безответственности!.. Мы раскапывать на Красную площадь никого не пустим, 91 года больше не повторится».
Почему творческий проект вызвал такой резонанс? Ведь, если думать о будущем, рано или поздно эту проблему придется решать. Задача в том, чтобы сохранить нынешний историко-архитектурный облик Красной площади. И превращение Мавзолея в музей истории создании Мавзолея – едва ли не лучший, едва ли не самый логичный вариант.
Однако реакция была явно не адекватная. Потому что архитекторы в чем-то и сами виноваты. Их оправдывает то, что они - не политики. Не додумали, что объявление о таком конкурсе требует политической преамбулы. О том самом будущем времени, когда, возможно или вероятно… и т.д. Необходимо было сказать, что, учитывая некоторые экстремистские высказывания чуть ли не о взрыве здания, надо сохранить его как памятник истории и архитектуры… и т.д.
Но архитекторы пояснительной преамбулы не написали, сразу заговорили о сути. А по тексту объявления о конкурсе многие сделали вывод, что вопрос с выносом тела Ленина уже решен: раз об этом не говорится, значит - само собой разумеется. И – возмутились. Не проектом создания музея, а выносом тела Ленина…
Что же до накала страстей, то он объясним особой, исключительной, можно сказать – уникальной атмосферой, в которой мы живем уже три десятка лет.
«Религия есть один из видов духовного гнета… Религия есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ…» (Ленин В.И. ПСС, т. 12, с. 142-143.)
«Всякий боженька есть труположство… Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость… самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза»». (Ленин В.И. ПСС, т. 48, с. 226- 228.)
«Пенза Губисполком Провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города». (Ленин В.И. ПСС, т. 50, с. 143-144.)
«Из числа книг, пускаемых в свободную продажу в Москве, изъять порнографию и книги духовного содержания, отдав их в Главбум на бумагу». (Ленин В.И. ПСС, т. 44, с. 119.)
Скоро 100 лет, как Ленина нет в живых. 30 лет, как рухнуло созданное им коммунистическое антирелигиозное государство. Нынче у нас на каждом углу – церкви, слово «Бог» звучит в гимне, введено в Конституцию: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога…»
И в то же время на главной исторической площади России бережно хранится мумия Ленина, главного богоборца, вождя большевиков-богоборцев. Следуя их богоборческим идеям, выполняя их указания, некоторые рядовые коммунисты-активисты не просто расстреливали священнослужителей, а стреляли в рот – чудовищная пародия на святое причастие.
Теперь бывшие и нынешние члены коммунистической партии стоят со свечками в храмах. Образно говоря, в одной руке – партбилет c профилем Ленина, в другой – Евангелие.
Если сейчас мы ведем свою родословную от Российской империи, если у нас официальный символ – бело-сине-красный флаг Российской империи, то почему на исторической, главной площади страны высится Мавзолей разрушителя империи?
Как все это уживается в сознании нынешних руководителей РФ, в сознании рядовых коммунистов, в сознании большинства граждан России?
В том-то и дело, что – уживается.
Сознание современных россиян характеризуется термином из психологии - когнитивный диссонанс. То есть «негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда человек располагает двумя противоположными представлениями, суждениями, намерениями и т.п., относящимися к одному объекту».
И оба «противоположных представления, относящиеся к одному объекту», каким-то образом уживаются в его сознании. Но когнитивный диссонанс чреват взрывом. По поводу и без повода, часто - по придуманному поводу, «помстилось», «я подумал, что…»
Такова реальность.
И ее нельзя не принимать во внимание. Да, как минимум четверть века ведутся разговоры, что мумию Ленина надо вынести из Мавзолея, перезахоронить. Однако власть так и не осмеливается сделать решительный шаг. Возможно, из скрываемых, а часто и нескрываемых мотивов: ведь вся высшая государственно-политическая номенклатура - бывшие члены КПСС. А возможно, учитывается не только реакция части россиян старшего поколения, для которой все коммунистическое прошлое – свято, но и эта самая общая когнитивно-диссонансная реальность, в которой живет большинство населения.
Так или иначе, по некоему молчаливому общественному соглашению, судьба Мавзолея и перезахоронение тела Ленина оставляются на усмотрение будущих поколений.
А идея Союза архитекторов, повторим, о превращении Мавзолея в музей истории создания Мавзолея - едва ли не лучший, едва ли не самый логичный вариант. Для будущего.