Posted 17 сентября 2020, 13:14

Published 17 сентября 2020, 13:14

Modified 7 марта, 14:39

Updated 7 марта, 14:39

Итоги выборов: на смену политике пришли технологии

17 сентября 2020, 13:14
Сюжет
Выборы
В предстоящей думской избирательной кампании Кремль постарается закрепить алгоритмы прошедшего голосования, создавая у избирателей иллюзию выбора.

О том, какие главные задачи предстоит решать Кремлю после победы «Единой России» на выборах, рассказывает на сайте Московского Центра Карнеги политолог Татьяна Становая. Первая из них – окончательный список кандидатов на выборах в Думу в будущем году, вторая – возможный перенос этих выборов с сентября на апрель.

Несмотря на споры о судьбе «Единой России» в связи с падением рейтингов, ее лидеры Дмитрий Медведев и Андрей Турчак продолжают считать, что Кремль поддержит партию, чтобы она получила конституционное большинство в будущем парламенте. Однако, Сергей Кириенко и его команда избрали другую, более гибкую тактику, позволяющую участие в выборах самовыдвиженцев, как, к примеру, нынешние провластные депутаты московской Думы, которые вошли туда благодаря мэру Сергею Собянину, который дистанцировался от «Единой России». Так получилось и на этих выборах, где участвовало пять самовыдвиженцев, правда, уже публично поддержанных партией власти.

Еще более жестко к «Единой России» стала привязана фигура Медведева, который подает ее как опору режима, тем самым закрепляя за собой роль гаранта стабильности и укрепляя свои позиции на будущее. Тем более, что единоросов поддерживает по старинке и Путин. Однако, Кириенко и команда считают, что партии следует пытаться адаптироваться к новой реальности снижения рейтингов и запроса на обновление. Именно поэтому Кремль и проводит конкурс потенциальных кандидатов в депутаты Госдумы – его результаты, которые станут известны уже на днях, позволят создать внутри «Единой России» фракцию технократов, призванием которой станет воспитание новых лидеров. И уж осенью, когда состоится съезд партии, она и обретет облик, в котором пойдет на выборы.

Чтобы справиться с нарастающим социально-политическим недовольством в стране, Кремль стал выстраивать подпорки к партии власти с помощью партийных проектов. Их уже четыре: «прогрессивная» («Новые люди» бизнесмена Нечаева), охранительная («За правду» писателя Прилепина), экологическая «Зеленая альтернатива», «технологическая» Партия прямой демократии. Все они участвовали в прошедших выборах, но более или менее успешно только три из четырех. «Новые люди» собрали более 5% в Калужской, Костромской, Новосибирской и Рязанской областях. «За Правду» прошла в парламент Рязанской области, а «Зеленая альтернатива» в Республике Коми. Партия прямой демократии проиграла везде.

Создание этих партий символизирует собой попытку заработать на союзе предпринимателей и политтехнологов, которые оказывают Кремлю определенные услуги, что делает их гибкими в любой ситуации.

Правда и старые партии, такие, к примеру, как «Родина», КПСС, «Коммунисты России» и Партия пенсионеров за справедливость тоже показали приличные результаты, а Партия роста пока не выстрелила.

Избирательные успехи Кремля можно объяснить трояко. Во-первых, административный ресурс, который проявился ярко в «карантинном голосовании». В иных регионах, благодаря 3-дневному бесконтрольному голосованию, губернаторы набирали и более 80%, что выглядит просто неприлично. А в 22 регионах больше половины голосовали досрочно, а следовательно абсолютно бесконтрольно.

Во-вторых, ставка на кампании референдумного типа, сокращающие возможности для системной оппозиции. Наученный горьким опытом поражений 2018 года, Кремль жестче отбирает оппонентов и резко ограничивает конкуренцию даже с откровенно слабыми кандидатами. Теперь уже спойлер не сможет стать губернатором, их отбирают с максимальной тщательностью, как это произошло, к примеру, в Иркутской области, где КПРФ выдвинула совершенно никчемного выходца из ФСБ Щапова.

В-третьих, недопуск внесистемной оппозиции. Все губернаторские кампании стали предельно управляемыми как по составу, так и по технологиям. Но на парламентских выборах была допущена кое-какая конкуренция, правда только между системными партиями.

И все равно успехи «Единой России» отнюдь не однозначны. Партия не набрала и половины голосов в 7 регионах из 11. То есть ее позиции продолжают слабеть даже в конкуренции с системными силами.

А что же случилось с «умным голосованием», которое принесло свои плоды на московских выборах? Надо отметить, что участие внесистемной оппозиции и умное голосование – могут быть часто несовместимыми и даже противоречащими друг другу вещами. Задача этой технологии – подорвать доминирование партии власти. Но на губернаторских выборах оно не применялось, зато в парламентских 18 из 239 кандидатов, которых поддержало умной голосование, победили, причем все они из системной оппозиции...

Внесистемной же остается довольствоваться лишь выборами в местные органы власти низкого уровня, городские или поселковые советы, без реальных полномочий, но с каким-то статусом и возможностью обрести политический опыт.

Пока же главная слабость «умного голосования» в том, что оно хоть и подрывает позиции единороссов, но не сплачивает реальную оппозицию по причине разногласий между ее членами, разрушает, а не созидает, если другими словами. Консолидировать протест ей будет сложно.

Однако результаты «умного голосования» все равно обнадеживают: партию власти удалось заметно потеснить в некоторых регионах, а стало быть Кремлю следует опасаться не столько кандидатов от внесистемной оппозиции, сколько этой технологии и еще тщательнее подбирать оппонентов в округах, дабы они не превратились в троянских коней «умного голосования».

«Деполитизация партии власти за счет молодых технократов из «Лидеров России», умеренная поддержка новых партийных проектов для иллюзии выбора, недопуск внесистемной оппозиции и админресурс – вот главные ингредиенты для победы Кремля на предстоящих выборах в Госдуму. На руку властям может сыграть и пандемия с ее карантинным голосованием, а значит, выборы могут провести раньше, пока актуален коронавирус. Но на какие бы хитрости и маневры не шла власть, живая политическая среда в России постепенно замещается технологиями и наборами искусственно выращенных прогрессистов, технократов, охранителей, по сути нанятых для игры в большой пьесе под названием «Думские выборы – 2021»...» - резюмирует эксперт.

Подпишитесь