Posted 16 сентября 2020, 21:05
Published 16 сентября 2020, 21:05
Modified 7 марта, 14:40
Updated 7 марта, 14:40
Елена Иванова
Культурные институты во всем мире тяжело страдают от последствий пандемии. То, что американским музеям разрешили продавать экспонаты коллекции – событие из ряда вон выходящее. Это свидетельствует о том, в каком отчаянном финансовом положении находится культура.
Директор музея Энн Пастернак говорит: «Для нас продажа – большое испытание, но в этой ситуации это лучший способ сохранить коллекцию.»
Продажа музейных экспонатов для покрытия текущих расходов долгое время была табу. Ассоциация директоров музеев искусства разрешала продажу произведений, если на эти деньги будут куплены другие экспонаты. Сами музеи очень серьезно относились к своей задаче по сохранению искусства и часто отказывались проводить оценку картин, скульптур и прочих арт-объектов. Но по прошествии недель карантина и других ограничительных мер музеи потеряли все доходы. После открытия они работают по сокращенной программе – из-за гигиенических ограничений и отсутствия туризма как такового. В апреле Ассоциация директоров арт-музеев приняла решение не наказывать музеи, продающие экспонаты для сохранения всей коллекции. Это ограничение снято сроком на два года, до апреля 2022 года.
Бруклинский музей – первый из крупных учреждений искусства – решил воспользоваться новым правилом. Директор музея хочет выручить от продажи картин 40 миллионов долларов, которые пойдут во вновь созданный фонд. По плану музейного начальства, деньги фонда будут вкладываться, а проценты в размере 2 миллионов долларов в год, пойдут на содержание коллекции – реставрацию, транспортировку картин на выставки и страховку. Часть денег пойдет в фонд зарплаты для тех сотрудников, которые занимаются коллекцией.
Музейный фонд насчитывает 160 тысяч единиц хранения, и продаваемые картины составляют ничтожную часть – как и у всякого большого музея, у Бруклинского в запасниках хранятся тысячи картин и других произведений искусства.
Картины будет проданы на Кристис в конце октября во время аукциона старых мастеров и аукциона европейского искусства. Для продажи отобраны картины Лукаса Кранаха Старшего, Джованни дель Понте, Донато де Барди, а также Гюстава Курбе, Камиля Коро, Хендрика Виллема Месдага и еще 6 работ.
Для музея не только важно иметь в коллекции работы выдающихся мастеров. Намного важнее не потерять возможность с помощью картин рассказать зрителям об художниках, о том времени, когда они работали.
Продажа картин из коллекций музеев – это не просто получение денег за то, что хранится в запасниках. Она будет означать, что данное произведение, может быть, навсегда уходит из публичного пространства. Частные владельцы могут выставлять картины и арт-объекты на выставках – а могут и запереть их на складах в Женеве и Люксембурге, далеко от публики. Из общественной собственности картины переходят в частную и фактически теряются для человечества. Именно поэтому любая музейная продажа так болезненно воспринимается специалистами. Не так давно музей современного искусства Эверсона в Сиракузах в штате Нью-Йорк принял решение расстаться с картиной Джексона Поллока, который стал иконой американского послевоенного искусства. Картина будет продана также на Кристис на аукционе 20-го и 21-го веков. Это вызвало бурю возмущения у специалистов. «Нельзя продавать экспонаты, которые составляют основу коллекции – как нельзя продавать книги из библиотеки», - сказал критик, куратор Роберт Сторр.-«Мы стали свидетелями предательства по отношению к музею и к публике, плоды его мы будем пожинать очень долго». Специалисты говорят, что продаже Поллока из музея нет оправдания, музей предал свою миссию.
Ситуация с музеями по всему миру катастрофическая. По майским данным ЮНЕСКО, 13% музеев во всем мире не открылись после карантина. В июле ситуация стала еще трагичнее: только в США 12 тысяч музеев находятся под угрозой полного закрытия – а это каждый десятый музей в мире. 87% директоров музеев заявили, что средств на счетах хватит только на ближайшие 12 месяцев. Треть музеев уже уволили каждого пятого сотрудника, зарплаты сократились на 20 – 40%.
Бюджеты международных музеев наполовину финансируются за счет частных пожертвований, которые на фоне пандемии и кризиса перестали поступать. Первое, что сделали западные музеи – сократили штат за счет смотрителей и стажеров. Даже такие музеи, как лондонская галерея Тейт или музей Метрополитен в Нью-Йорке, долго надеялись на помощь государства, но и они пошли на увольнения.
Директор Бруклинского музея снова раздумывает продать несколько картин, но чего музей, по ее словам, не будет делать никогда – они не станут продавать работы живых художников.