5,4 трлн рублей в 2021–2023 годы будет искать Минфин в карманах россиян

17 сентября 2020, 17:41
Правительство утвердило проект федерального бюджета на ближайшую трёхлетку. И он, несмотря на все обозначенные проблемы, всё равно очень оптимистичный.

Денег на всё не хватит – вот главный посыл нового бюджета и наших чиновников. А вот реальность: в 2021 году российскому бюджету не хватит 2,75 трлн рублей (2,4% ВВП), в 2022 году бюджет недосчитается 1,25 трлн рублей (1% ВВП), в 2023 году бюджет вырастет до 1,41 трлн рублей (1,1% ВВП). И это всё вдобавок к дефициту в 4,72 трлн рублей в 2020 году. Минфину придётся очень сильно постараться, чтобы придумать, как же залатать эти дыры. Срочно требуется этакий новый Матросов (только финансовый), готовый броситься на амбразуру…

Но даже заложив в бюджет такой немаленький дефицит, ожидания Минфина остаются почему-то очень радужными и едва ли реалистичными. Объясним почему.

Во-первых, в правительстве исходят из того, что нефть будет дорожать до 47,5 долларов за баррель к 2023 году. Строить сейчас такие прогнозы – всё равно, что попадать пальцем в небо. Особенно на фоне постепенного сворачивания сделки ОПЕК+ и готовности Саудовской Аравии раздавать скидки на нефть по первому требованию. Так что планы получить 6,03 трлн рублей нефтегазовых доходов в 2021 году, 6,88 трлн рублей в 2022 году и 7,5 трлн в 2023 году могут не сбыться. К тому же недавно Антон Силуанов раскрыл секрет хороших прогнозов по нефтегазовым доходам: сделка ОПЕК+ при составлении бюджета на 2021 год не учитывается вовсе.

Во-вторых, Минэкономразвития дает очень странные цифры по динамике ВВП: в то время, как ЦБ ожидает падение экономики в 2020 году на 5%-5,5%, МВФ прогнозирует снижение на 6,6%, а самое лояльное агентство Moody’s говорит о спаде на 4,6%, Максим Решетников обещает потерю лишь 3,9% с дальнейшим самопроизвольным восстановлением экономики. Увы, но опросы бизнеса, согласно которым 40% предпринимателей нечем платить налоги по итогам года, выглядят куда реальнее. А банкротства предприятий – это опять потери бюджета.

В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов фактор незапланированных трат. На ту же Беларусь, например. Недавно было принято решение рефинансировать долг соседей на 1 млрд долларов, а на прошлой неделе выделили новый кредит на 1,5 млрд долларов. Причём такие решения принимаются молниеносно и никак не вписываются в планирование бюджета. И, судя по реакции Европы, Беларуси ещё неоднократно понадобится помощь от России. А вместе с ней наша страна рискует нарваться на новые санкции, которые ещё сильнее ограничат экспорт углеводородов.

Что делать? Для Силуанова с Мишустиным это не вопрос – конечно же повышать налоги. Со следующего года пересмотр налога на добавленный доход для нефтяников, повышение в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (коснётся добычи металлических руд и удобрений) и рост акциза на сигареты на 20% должны будут давать порядка 300 млрд рублей в год. За трёхлетку новые налоги прикроют лишь 17% от образовавшейся дыры. Новые налоги, которые в итоге оплатят люди, покупая подорожавшие товары, ещё сильнее замедлят восстановление экономики – других закономерностей учёные пока не выявили.

Поэтому Минфину придётся занимать. Очень много занимать. И если у США нет никаких проблем с размещением госдолга – все готовы дать им взаймы, а полученные деньги идут на развитие экономики, то в России ситуация иная. За всё лето нерезиденты принесли лишь 35,9 млрд рублей при том, что всего Минфин занял 805 млрд рублей. Вся надежда только на крупнейшие российские банки, которые выкупают госдолг, но и то лишь после того, как Минфин сам же даст им денег, разместив свободные средства на депозитах или через операции репо. Пока что латание дыр – это перекладывание денег из кармана в карман. Но надолго ли его хватит?

#Правительство #Минфин #Экономика #Аналитика #Минэкономразвития #Дефицит #Бюджет #Силуанов #Дефицит бюджета
Подпишитесь