Posted 16 сентября 2020, 08:45
Published 16 сентября 2020, 08:45
Modified 7 марта, 14:41
Updated 7 марта, 14:41
На фоне идущей валом череды катастроф 2020 года в США состоялось событие, которое в другое время было бы сенсацией мирового уровня. ОАЭ и Бахрейн при посредничестве США и лично Трампа подписали соглашение о признании и мире с Израилем. Параллельно все четыре страны в дополнение к двусторонним соглашениям подписали взаимный пакт, который получил название «Соглашение Авраама».
Израильский аналитик Валерий Рубин сообщает, что мировая пресса, за редким исключением, назвала это событием исторического масштаба, мирным прорывом, даже крупным шагом на пути к Новому Ближнему Востоку.
Но так ли это на самом деле? – задается вопросом Рубин, переходя к анализу этого события:
«Израиль, пожалуй, с некоторыми оговорками найдет в них больше, чем потеряет. В соглашении с Абу-Даби он найдет солидного торгового и финансового партнера, инвестиции, сотрудничество в сфере высоких технологий (искусственный интеллект, медицина, кибербезопасность). Причем, начинать с «чистого листа» не придется: тайные контакты чиновников и специалистов продолжались не один год. Потеряют (частично) превосходство в воздухе ВВС, поскольку для президента США, как тот сказал, нет проблем продать ОАЭ несколько новейших самолетов-невидимок F-35. Чему премьер-министр Нетаньяху, как мог, противился. Но у Трампа на этот счет свои соображения: дружба дружбой, а прибыли ВПК и экспорт военной продукции врозь.
Что касается Бахрейна, то видимых плюсов для Израиля не видно. Разве что возможность открыть синагогу для полусотни местных евреев в этой прекрасной, — по мнению известного предпринимателя, главы Всемирного еврейского конгресса Рона Лаудера, — стране, занимающей 191 место в рейтинге гражданских свобод и прав человека. ОАЭ, кстати, расположилась тоже неподалеку —на 183 позиции. Бахрейн — вотчина Эр-Рияда и главный союзник США вне НАТО. Остров являлся главной базой Пятого флота ВМС США для действий в Персидском заливе и в Индийском океане.
Но и Эмираты, и Бахрейн — по большому счету, мелкая рыбешка, не чета Саудовской Аравии, тяжеловесу в ЛАГ. Что говорят в Эр-Рияде?
Саудовская Аравия подтверждает, что поддерживает палестинский народ и усилия, направленные на достижение справедливого и всеобъемлющего решения палестинского вопроса на основе Арабской мирной инициативы о признании двух государств, арабского и еврейского, в границах 1967 года, — сказано в заявлении правительства в Эр-Рияде.
*Арабская мирная инициатива — официальная инициатива арабских стран, принятая Лигой арабских государств (ЛАГ) в Бейруте 28 марта 2002 года и направленная на достижение всеобъемлющего мира с Израилем и окончание арабо-израильского конфликта при условии отступления Израиля с оккупированных им в 1967 году территорий (включая Голанские высоты и ферму Шебаа на юга Ливана) и признания им Государства Палестина (на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа) со столицей в Восточном Иерусалиме.
Трамп тем не менее считает, что Саудовская Аравия вскоре также нормализует отношения с Израилем. По его мнению, Саудовская Аравия последует за Бахрейном и ОАЭ к полной нормализации отношений с Израилем. Блеф это, фейкньюз или правда, предстоит еще выяснить.
Трамп сказал репортерам в Белом доме, что Королевство входит в число нескольких стран, которые находятся на грани установления дипломатических отношений с Иерусалимом, подчеркнув, однако, что после разговора с королем Салманом он считает, что страна сделает это «в нужное время». У саудовцев свой резон, они могут подождать результатов президентских выборов в США, прежде чем сказать «да».
«К нам скоро присоединятся многие другие страны, — похвастался Трамп через несколько часов после того, как Бахрейн и ОАЭ официально подписали документы, нормализующие отношения с Израилем. — У нас их будет 7, 8 или 9. К нам присоединится много других стран, в том числе и крупные».
«Благодаря мужеству лидеров этих трех стран мы делаем большой шаг к будущему, в котором люди всех вероисповеданий и любого происхождения будут жить вместе в мире и процветании», — сказал Трамп, обращаясь к сотням гостей, собравшихся на церемонию подписания на Южной лужайке Белого дома. Памятуя о сложных, мягко говоря, отношениях израильтян с палестинцами (священный для ислама комплекс, мечети Аль-Акса и Купол Скалы на Храмовой горе в настоящее время находятся под попечительством Иордании), прогнозировать, что будет, если открыть Храмовую гору для посещений всеми мусульманами, не представляется возможным. Или Трамп имел в виду вообще свободный доступ на Храмовую гору?
Возвращаясь к реакции Саудовской Аравии, нужно отметить, что Эр-Рияд негласно был политическим спонсором этих, совершивших в мире фурор, событий. Однако авторы Арабской мирной инициативы не хотели бы терять лицо и отказываться от прежних установок в отношении перспектив и способов разрешения арабо-израильского конфликта. Саудовская Аравия, как известно, открыла свое воздушное пространство для авиарейсов Израиль-ОАЭ после соглашения о нормализации, сделав таким образом шаг навстречу Израилю, но при этом четко заявив, что Эр-Рияд не последует за ОАЭ и Бахрейном, пока еврейское государство не подпишет признанный СБ ООН мирный договор с Палестиной. Четкой линии поведения Саудовской Аравии пока, увы, не просматривается.
Итак, подписанные во вторник «Соглашение Авраама» и два отдельных документа о нормализации и установлении полных дипломатических отношений между Израилем, с одной стороны, и ОАЭ и Бахрейном, с другой, стали первыми такого рода, без сомнений, значительными политическими актами за последние 20 лет. Какие цели преследовали подписанты? Видимо, разные, исходя из своих национальных интересов. Как отмечают политические обозреватели, не последнюю роль в создании прообраза "антанты с Израилем" сыграли общие опасения стран Залива в связи с усилением в регионе Исламской республики Иран и проводимой ею политики "шиитской оси сопротивления" двум дьяволам — американцам и сионистам. Вашингтон перекладывает часть тягот противоборства с непокорными иранцами на своих суннитских союзников и Израиль...»
А вот публицист Анатолий Несмиян отнесся к этому событию с куда бОльшим оптимизмом, чем его коллега. Попутно Несмиян объяснил, почему Россия оказалась на обочине этого важнейшего события:
«В России это событие не заметили понятно почему - из мировой повестки Кремль выпал как субъект, теперь посредничество в урегулировании конфликтов - не его лига. Россия при Путине скатилась в дворовый чемпионат местечковой политики, наш уровень - это собрать африканских диктаторов и простить им советские долги. Сложные проблемы давно не по зубам мастерам многоходовых галактических комбинаций. Так, урвать что-то по-тихому, отравить кого-то по-мелкому - нормальный уровень нормальной шпаны. Откуда выползли - там и очутились.
Событие между тем весьма и весьма знаковое. Если ранее Израиль был признан только Египтом и Иорданией, то теперь "Авраамовы соглашения", как назвали нынешний договор, позволяют расширять список стран региона, признающих Израиль. Правда, значительная часть арабских стран и без признания уже ведут дела с Израилем "по факту", но юридическое закрепление его на самом деле достаточно важно.
В мире хватает спорных территорий и неурегулированных территориально-политических проблем. Они могут быть урегулированы либо в ходе войны, где победитель навязывает свою волю побежденному, либо дипломатическим и политическим фиксированием существующего статус-кво, так как изменение его требует настолько больших ресурсов, что теряется смысл подобного изменения. Для России, к примеру, подобной спорной территорией является Крым. Он ею и останется на долгое время, тем более, что устойчивость нынешнего режима находится на крайне низком уровне, причем с усиливающейся динамикой деструктивных процессов, а значит - после его крушения вероятность пересмотра крымской проблемы существенно возрастает. А раз так - то признание Крыма "при Путине", который ведет прямой дорогой Россию к краху и катастрофе, не состоится ни при каких условиях.
Израиль состоялся, а потому признать его существование выгоднее и рациональнее, чем продолжать делать вид, что это не так. Тем более в условиях тяжелого и затяжного мирового кризиса, который добавил проблем.
Для Трампа это событие, безусловно, огромный плюс в предвыборной кампании. Очень вовремя и строго по графику. Еврейская община США точно заметит это событие и точно свяжет его именно с Трампом и его усилиями. Поэтому Трамп по центру стола вместе с Нетаньяху - это их день.
По поводу соглашения резко и крайне недружелюбно высказался Иран - но на него никто внимания обращать не будет. Это страна-изгой, которая во многом сама создала вокруг себя соответствующую обстановку. Инструментов и ресурсов для воплощения угроз в адрес Бахрейна и ОАЭ у него нет, а потому на его недовольство всем, в общем-то, глубоко наплевать...»