Согласно законопроекту, список товаров, которые попадут под учет, будет открытым: его сформирует правительство, используя коды ОКПД-2 и ТНВЭД. Сами товары будут идентифицироваться системой с момента их попадания на территорию России как из стран Евразийского экономического союза, так и других стран, исключение составит лишь таможенный транзит.
Прослеживаемость товаров будет вестись только в документах, на сами товары никакие контрольно-идентификационные знаки типа алкогольных акцизных марок наноситься не будут, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
НСП будет отслеживать всю цепочку перемещения товаров вплоть до того момента, когда его купит конечный потребитель, либо товар будет реэкспортирован, конфискован, передан в производство или уничтожен. Это делается в первую очередь для облегчения работы Федеральной налоговой службы, которая получит право проводить камеральную налоговую поверку с истребованием у налогоплательщика счета-фактуры, первичных и других документов, - отмечает finanz.ru.
Налогоплательщики же станут представлять Федеральной налоговой службе каждый квартал особый отчет, включая в него информацию о конечной точке в цепочке движения товара - будь то даже его продажа физическому лицу или утилизация. Информация об операциях купли-продажи прослеживаемого товара между налогоплательщиками будет включаться в декларации по НДС (для налогоплательщиков НДС) или указанный отчет (для лиц, не являющихся плательщиками НДС) и также ежеквартально представляться налоговикам.
В случае отказа или нарушения сроков подачи данных вводятся штрафы - по 1000 рублей за каждый документ. За непредставление счета-фактуры или документа об отгрузке товаров будут штрафовать в 200 рублей за каждый документ. Но в полном объеме система заработает лишь с 1 июля 2022 года, когда все предусмотренные новым законодательством штрафы вступят в силу.
Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин относится к идее маркировки товаров скептически. Он считает, что вступившая с 1 июля в силу норма об обязательной маркировке лекарств, обуви и табака не приносит никакой пользы потребителям, а влияет только на стоимость товаров:
- Лекарства и персональные услуги в этом действительно нуждаются и, скорее всего, именно здесь какая-то польза может быть. Но возникает много вопросов с правоприменительной практикой. Как мы можем быть уверены, что это не подделка, ведь подделывают все, включая акцизные марки на алкогольную продукцию. А кто будет отвечать, неизвестно, – отметил он.
Эксперт полагает, что маркировка широкого круга продукции является скрытым налогом на потребителя:
- Маркировка, например, обуви – это скрытый налог на покупки, никакой пользы и никакой борьбы с контрафактом в себе не несет. Это просто набор красивых деклараций, которые подводят информационную базу на то, что продукт есть и он навязан. С контрафактом очень размытый процесс определения. Например, ботинки итальянского бренда, сделанные в Китае – это контрафакт?