Белорусская оппозиция составила и опубликовала документ, обращенный к структурам Евросоюза, европейским политикам и депутатам. В нем фактически содержится программа действий на ближайшее время, причем все предложения, по мнению экспертов, находятся в рамках институциональных возможностей европейских правительств, то есть они вполне реалистичны:
Для Евросоюза и США, и для всех стран, которые считают себя хранителями демократических традиций, наступает критический момент в отношении драматических событий в Беларуси.
14 сентября, как и ожидалось, состоялась встреча Лукашенко с Путиным.
Судя по тому, как шла ее подготовка, какие заявления делали Путин и российский МИД, на встрече должен быть окончательно согласован план, предлагаемый Лукашенко.
Это план так называемого «урегулирования» через анонсируемую конституционную реформу, вслед за которой Лукашенко обещает провести свободные выборы президента и Национального собрания.
Этот план подается как «план либерализации», поскольку он содержит в себе снятие ограничений по развитию политических партий, передачу части полномочий от президента к парламенту и т. д.
Понятно, что белорусское общество полностью готово к либерализации, и переходу к парламентской демократии, и к конституционной реформе. Однако — в обратном порядке. Сначала уходит Лукашенко, затем свободные выборы, в том числе и парламентские, и только после этого конституционная реформа.
План является грубым обманом: предлагаемый Лукашенко пакет реформ — при взгляде с Запада может кому-то показаться «либерализацией», но в реальности он просто приводит белорусскую политическую систему к российской модели — с фиктивными полномочиями парламента, с системой лоялистских (якобы «оппозиционных» партий). Он не является шагом к реальной инклюзивной политике, а переходом к более изощренной модели электорального авторитаризма.
Кремль полностью поддерживает этот план. Лукашенко уже презентовал его в ОБСЕ, а Путин будет продвигать его в переговорах с Парижем и Берлином.
Если европейские страны согласятся с этим планом, и он получит поддержку ОБСЕ, это будет воспринято белорусским обществом как жесткое предательство.
Евросоюз уже создал сильную стартовую позицию для дальнейшей поддержки белорусского общества.
Экстренный саммит глав европейских МИДов 19 августа не признал выборы состоявшимися. На саммите была достигнута договоренность о санкциях. Это санкции в отношении ответственных за насилие, репрессии и фальсификацию выборов. Экономические санкции не предполагаются. Согласование санкций и подготовка их принятия идет в высоком темпе. Санкции, как ожидается, будут приняты 21 сентября. Страны Балтии 31 августа уже самостоятельно ввели санкции против 30 высокопоставленных белорусских чиновников, включая Лукашенко.
9 сентября ПАСЕ призвал Совет Европы создать международную инстанцию по сбору информации и сохранению доказательств преступлений против прав человека, совершенных в Беларуси после выборов 9 августа. 10 сентября Парламент Литвы (Сейм) признал Светлану Тихановскую единственным избранным лидером Беларуси.
По состоянию на 10 сентября Лукашенко и его спецслужбы продолжают, не снижая темпа, ликвидировать Координационный совет. На свободе и внутри страны из членов президиума осталась только лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич. Депортации проводятся без всяких законных оснований, как было с Ковальковой, а затем с Родненковым и Кравцовым. Мария Колесникова и Максим Знак находятся в СИЗО, им вменяется статья о «попытке захвата власти».
Кремль осуществляет масштабное вмешательство во внутренние дела Беларуси, оказывая прямую поддержку Лукашенко.
Эта поддержка ведется по трем направлениям:
Нам также известно о работе нескольких групп на земле, связанных с российскими спецслужбами, однако они скорее работают над тем, чтобы держать ситуацию под контролем Кремля, а не помогать напрямую Лукашенко.
Надо подчеркнуть, что в отличие от событий в Украине в 2014 году, Путин действует так, чтобы избежать обвинений во «вмешательстве». Поддержка оказывается институционально — правительством, госкорпорациями, государственными медиа.
Мобилизация пророссийских партий и организаций происходит по линии поддержки конституционной реформы и усиления роли парламента. С программными заявлениями и статьями выступили уже все заметные пророссийские деятели в Беларуси.
На следующем этапе — при организации и проведении конституционной реформы им отведена роль в строительстве парламента, удобного для Кремля. Работа кремлевских прокси в Беларуси была подробно проанализирована iSANS в двух больших докладах в 2019 году.
Насилие и репрессии в Беларуси
События 9-13 августа — шокирующие. Масштаб демонстративного насилия спецподразделений на улицах и во время содержания задержанных в изоляторах по всей видимости не имеет аналогов в политической истории Европы в послевоенный период, даже если сравнивать с репрессивными мерами правых диктатур в Португалии и Греции в первой половине 1970-х гг. или с действиями правительств стран восточного блока во второй половине 1980-х гг. Действия Лукашенко заставляют вспомнить подавление «Пражской весны» 1968 года или разгон митинга в Тбилиси в 1989 году.
Такие события в современной Европе не могут остаться без расследования специальной международной комиссией.
Отравление Навального
Поддержка Путиным Лукашенко происходит на фоне чудовищного факта политического бандитизма — покушения на Алексея Навального с использованием боевого отравляющего вещества. Это событие стоит в одном ряду с убийством Магнитского и Немцова и в серии отравлений других противников или критиков политического режима. Следует подчеркнуть, ни в одном случае Кремль не провел исчерпывающего расследования, игнорировал требования российской и международной общественности. Между действиями Лукашенко и действиями Путина в отношении оппозиции имеется прямая многолетняя параллель, де-факто это один и тот же набор способов авторитарного подавления общественного движения, состоящий из запугивания, подкупа, политического террора (нападения, убийства, исчезновение людей), принуждение к эмиграции или депортации.
Рутинные действия означают предательство
Фундаментальный фактор: накапливается массовое восприятие неэффективности санкций и ощущение их девальвации. «Предательство Запада» превращается в тему исторического значения. Для обществ стран постсоветского транзита позиция демократических правительств стран-лидеров Запада воспринимается как компромисс с авторитарными режимами, основанный на политическом эгоизме. События в Беларуси и отравление Навального — это несомненно критические точки в восприятии этого оппортунизма. Возможная реальная реакция стран демократического мира ограничена теми институциональными и правовыми возможностями, которыми они располагают. Нельзя ожидать действий, выходящих за пределы того, что будет одобрено избирателями этих стран. Однако очевидно, что реакция на нынешнюю ситуацию не может оставаться в пределах «расширения санкций».
Экстраординарная ситуация требует экстраординарных мер
Белорусский кризис – это экстраординарная ситуация в центре Европы, на границах ЕС и НАТО. Беспрецедентный масштаб фальсификаций на выборах, невиданный размах жестокости милиции по отношению к мирным протестующим, массовые пытки в местах содержания под стражей, несколько убийств, исчезновений и похищений – вот неполный список того, что происходит в Беларуси после выборов.
В попытке удержать власть Лукашенко сдает независимость Беларуси и будущее белорусской нации Путину – он уже публично попросил силовой помощи для подавления протестов, а также тайно открыл двери для десанта российских пропагандистов, во главе с РТ. Этот десант должен синхронизировать работу кремлевской и лукашенковской пропаганды. Фактически, мы имеем дело с гибридной агрессией Кремля против суверенной Беларуси, подавлением стремления белорусов к демократии, нацеленными на «мягкую аннексию» Беларуси.
Это означает, что ответ Евросоюза и США, международных организаций, альянсов национальных правительств в нынешней ситуации должен представлять собой ответ, оставляющий впечатление массивного пакета, выходящего за рамки предыдущих действий. Важна одновременность введения (или анонсирования) всего пакета мер.
На наш взгляд, этот пакет должен состоять из следующих шагов: