Сегодня в России начался первый из трёх дней выборов различного уровня. 13 сентября, в "основной" единый день голосования (ЕДГ), отдать свой голос можно будет исключительно на избирательных участках, а вот досрочно проголосовать можно 11 и 12 сентября как на участках, так и на придомовых территориях, так же, как было во время голосования по поправкам к Конституции РФ.
В ходе дискуссии в ЭИСИ эксперты сошлись во мнении о том, что очевидное удобство для избирателей делает многодневное голосование - а в перспективе и электронное дистанционное голосование – актуальными и востребованными механизмами реализации прав граждан. Между тем они также отметили, что изменение привычного формата голосования ставит перед обществом ряд серьёзных вопросов.
«Пандемия, конечно, стала вызовом для демократии. С некоторыми из наших экспертов мы обсуждали проблему: а как же выборы и демократия, когда нам надо сидеть дома? Тем более что у нас ещё не везде есть возможность электронного дистанционного голосования. Страны, в которых проходили выборы в это время, Россия, в том числе, пользовались готовыми решениями: досрочные выборы, голосование в несколько дней, открытие множества участков на свежем воздухе, голосование по доверенности, по почте и электронное. Но лучше международной практикой во время пандемии стало именно многодневное голосование», - отметила модератор встречи, руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова.
«В начале августа мы с коллегами подготовили доклад «Практичная продлёнка», намекая на то, что качество голосования становится совершенно другим и люди сейчас обращают внимание, в первую очередь, на удобства, связанные с ним. Когда мы проводили фокус-группы и анализировали ситуацию с опросами избирателей, большинство из них, ориентируясь на опыт голосования по поправкам в Конституцию, конечно же, оценивали эту практику позитивно и говорили о том, что сам факт того, что избиратель получает возможность голосовать в тот момент, когда ему удобно, это самая главная характеристика. Сейчас во всём мире ориентируются не на удобство для системы, а на удобство для самого избирателя. Это уже давно распространённая практика. И, чем больше она будет распространяться, тем лучше, тем более легитимными, тем более демократическими будут выборы, прежде всего, потому, что количество людей, участвующих в голосовании, очевидно, будет выше», - сказал Алексей Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры.
Он также отметил, что по поводу «трёхдневки» слышна и критика: «Определённая доля критики есть, но пока оппоненты выглядят неубедительно. Те запросы, которые были направлены в Верховный суд со стороны, например, КПРФ, «Яблока» и ещё нескольких общественных организаций, они не учитывали законодательную обоснованную процедуру, которая была безупречна в этом смысле, они не учитывали, что избирателю это, безусловно, выгодно и что большинство избирателей выступают за возможность голосовать тогда, когда им удобно. И, в этом смысле, критики пока не достигают своего результата и их претензии к трёхдневному формату голосованию являются скорее частью их предвыборной риторики, чем заботой о потребностях гражданина».
Критику в адрес многодневного голосования прокомментировал и Александр Брод, директор Московского бюро по правам человека, член Совета при Президенте РФ по правам человека. «Критики многодневного голосования должны понимать: оно по душе самим гражданам и появилось не на пустом месте, а опираясь на серьезную международную практику. Подавляющее большинство россиян считает, что голосование в течение семи дней стало более удобным, по сравнению с традиционным голосованием в течение одного дня. Оно создает многообразие возможностей для каждого конкретного избирателя, с учетом его графика работы или учебы, наличия тех или иных обстоятельств и жизненных планов. Такого мнения придерживается 64 % от всех участников опроса ВЦИОМ и 72 % от принявших участие в голосовании. Противоположной точки зрения придерживается только 3 % респондентов. Более того, действующие механизмы обеспечения прозрачности голосования - сейф-пакеты, видеорегистраторы, опломбирование урн и механизмы общественного контроля, позволяющие в режиме реального времени отслеживать его подготовку и проведения, выявляя и пресекая даже мизерный процент нарушений, как показывают данные опросов общественного мнения, сегодня большинством граждан воспринимаются как доказательные», - отметил Александр Брод.
Он также подчеркнул, что анализ развития российского избирательного права в последние годы позволяет сделать вывод о важной тенденции. Абсолютное большинство новелл («мобильный избиратель», дистанционное электронное голосование, цифровые участки) направлены не просто на совершенствование избирательного процесса, а на содействие реализации избирательных прав граждан. «Результатом является создание условий для расширения возможностей проголосовать, для повышения уровня комфорта в процессе голосования, степени открытости и прозрачности электоральных процедур. Все эти меры, в конечном счете, способствуют более эффективной реализации конституционного принципа народовластия, повышению легитимности избирательного процесса, что является важнейшим критерием развития демократии в стране», — отметил Александр Брод.
Директор Центра регионального развития, член Общественной палаты РФ Константин Комков рассказал, что, доверие россиян к электронному голосованию, несмотря на отдельные возгласы критиков, остаётся высоким, и свою роль в этом сыграло развитие электронного сервиса «Госуслуги».
По мнению генерального директора Центра политического анализа Павла Данилина, поскольку выборы являются государственной услугой, она должна предоставляться гражданам в максимально удобных для него форматах. На его взгляд, нынешнее время сильно отличается от времён индустриального общества, когда нужно и возможно было голосовать только в единственный выделенный день, а в постиндустриальном обществе, совершенно ясно, что процедуры должны видоизмениться.
«Современному человеку удобно получать госуслуги быстро и в подходящее для него время. И, в этом смысле, так же и с избирательным процессом. Очень хорошо, что государство это чувствует и идёт навстречу избирателю. Более того, это, конечно, справедливо, так как голосование в течение нескольких дней позволяет учесть голоса тех людей, которые по каким-то причинам не могут попасть на избирательный участок», — прокомментировал Павел Данилин.
«С одной стороны мы опираемся на наследство от Советского Союза в виде продолжительности времени голосования, возможности досрочного голосования и права проголосовать по открепительным, с другой — мы движемся в ногу со временем и начинаем отвечать современным требованиям, вызванным стремительным развитием цифрового общества и распространения информационно-коммуникационных технологий», - сказал Игорь Борисов, председатель Совета Российского общественного института избирательного права, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
А управляющий директор ЭИСИ по взаимодействию с экспертным сообществом, член Общественной палаты РФ Фирдус Алиев коснулся эффектов проведения многодневного голосования для политической системы. Он обратил внимание на важность пересмотра и обсуждения экспертным и профессиональным сообществом нескольких аспектов избирательного процесса в новых реалиях. «Работа избирательных комиссий, на которые ложится большая нагрузка в рамках многодневного голосования, должна быть каким-то образом видоизменена. Также, на мой взгляд, однозначно требуют серьёзной профессиональной дискуссии такие вещи, как институт «дня тишины», хоть и довольно изживший себя в условиях социальных сетей; институт и реализация «экзит-полов»; а кроме того, организационная работа политических партий, которым приходится менять свои стратегии взаимодействия с избирателями»,- пояснил Фирдус Алиев.