Posted 7 сентября 2020, 19:24
Published 7 сентября 2020, 19:24
Modified 7 марта, 14:49
Updated 7 марта, 14:49
Елена Иванова
Алексей Навальный, оппозиционный политик и критик Кремля, вышел из комы и учится дышать без аппарата искусственной вентиляции легких – это хорошая новость, о которой пишет мировая пресса. Через 19 дней после своего отравления он реагирует на свое имя, но никаких прогнозов на будущее врачи пока не делают – слишком рано.
Политическая дискуссия продолжается с новой силой. Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас связал завершение Норд Стрима-2 с успехами российских властей в расследовании отравления. Ангела Меркель поддержала своего министра и теперь не исключает, что эта связь присутствует, хотя до этого говорила, что труба к отравлению отношения не имеет. «Зеленые» в Германии требуют остановить строительство почти завершенного газопровода. Роберт Хабек, сопредседатель партии, говорит, что этот проект слишком велик, и Европе не нужен. Он и до попытки убийства оппозиционного политика вызывал бурные дебаты. Сейчас, когда стоит вопрос о реакции ЕС на ситуацию вокруг Навального, самое время поменять и энергетическую стратегию континента.
NYT опубликовало мнение своего обозревателя, Пулитцеровского лауреата Брета Стивенса. В 2012 году при сопротивлении со стороны администрации Барака Обамы Конгресс принял «Акт Магницкого», названный в память о Сергее Магницком, русском юристе, оставленном умирать в московской тюрьме в 2009 году, после того как он вскрыл преступные махинации чиновников с возвратом НДС на сумму 230 миллионов долларов.
В 2020 году, при очевидном сопротивлении со стороны администрации Дональда Трампа, Конгресс может сделать важную вещь – принять «Акт Навального». Такого акта сейчас нет, но понять, каким он должен стать, можно легко. По акту Магницкого, ограниченной группе российских граждан, куда входят чиновники не самого высокого уровня, заморозили активы и запретили въезжать не только в США, но и в те страны, которые приняли у себя сходный закон.
Российское правительство ненавидит Акт Магницкого, потому что он бьет по слабому месту – по каналу переправки денег из России в тихие гавани для покупки кондоминиума в Майами, дома в Белгравии или открытия счета на Британских Виргинских островах.
Такой закон вскрывает слабые места в системе – зачем служить пирату, если нельзя поделить добычу?
Билл Браудер считает, что «Список должен включать чиновников по всей командной цепочке, всех, от исполнителей до тех, кто занимался операцией прикрытия. Санкции должны быть приняты одновременно США, Великобританией, Канадой, Евросоюзом».
Иными словами, Акт Магницкого должен быть использован как принцип – для замораживание активов и ограничение свободы передвижения как ответ на политические преступления. По этой же модели комиссия, состоящая из членов обеих партий, может расследовать и другие политические преступления - убийства Бориса Немцова, Натальи Эстемировой, Анны Политковской, Сергея Юшенкова, отравления Сергея Скрипаля, Владимира Кара-Мурзы и Виктора Ющенко.
Сходное расследование можно провести в Великобритании под руководством судьи в отставке Роберта Оуэна, который в своем заключении написал, что отравление Александра Литвиненко полонием в 2006 году было «вероятно, одобрено» на самом высоком уровне в Кремле.
Должна быть, по мысли колумниста, не только моральная, но и финансовая ответственность. Согласно законопроекту Линдси Грем о мерах безопасности в случае акта агрессии со стороны Кремля, разведывательное сообщество обязано публиковать всю информацию о личном состоянии Владимира Путина. Казалось бы, что такая информационная кампания была бы идеальным ответом на российскую информационную атаку во время выборов 2016 года, но лидер большинства в Сенате Митчелл МакКоннел торпедировал законопроект республиканцев. Делайте выводы сами.
И снова «Северный поток-2». Пока Ангела Меркель поддерживает его, Путин становится всемогущим в Европе. «Реалполитик» становится невозможной в нынешней ситуации, оправдать ее нельзя. Хорошо прописанный Акт Навального формализует санкции против всех – от компаний до стран -, кто связан с «Норд Стрим-2». Бизнес с Америкой будет для них невозможен, а въезд в США их эмиссарам, включая бывшего канцлера Герхарда Шредера, нынешнего председателя совета директоров «Роснефти», будет запрещен.
Принятие Акта Навального придется отложить до лучших времен – когда президентом будет Джо Байден, а большинство в Сенате демократическим, но это должно стать первым внешнеполитическим делом для новой администрации.
CNN сообщает, что полицейский, получивший отравление БОВ Новичок в Солсбери в марте 2018 года, опубликовал свой ответ на твит премьер-министра Бориса Джонсона, в котором он осуждает российское правительство и обещает «добиться справедливости в координации с союзниками».
Ник Бэйли, которого госпитализировали с отравлением Новичком после покушения на Сергея и Юлию Скрипалей, написал: «Я мог бы сказать очень многое про поводу этого твита. Но я не могу и не хочу.»
Его жена Сара тоже оставила свой комментарий: «Справедливость – это отлично. Но дела говорят громче слов. Прошло уже два с половиной года после того, что произошло в Солсбери. Но справедливость не наступила ни для Дон Стерджесс, которая умерла, ни для ее семьи, ни для кого из Скрипалей, ни для Чарли и ни для нас. И это повторилось опять».
«За это преступление никто не ответил. Правильно, что правительство осудило новое отравление, но его тоже забудут через два с половиной года? Это то, что чувствуем мы.», пишет Сара Бэйли.
Дон Стреджесс, 44-летняя британка, умерла, потому что она приняла «Новичок» - жидкость в пузырьке, оставленном отравителями, за духи. Ее партнер выжил.
Ник Бэйли отравился Новичком при расследовании покушения на убийство Сергея и Юлии Скрипалей. Английские следователи собрали достаточно доказательств для того, чтобы предъявить обвинение двум российским гражданам в покушении на убийство. Однако они даже не запросили экстрадиции, потому что знали: Россия своих граждан не выдает.
Начиная с отравления Александра Литвиненко полонием в Лондоне в 2006 году, западные правительства, независимые исследователи и знатоки России уже распознают парадигму, в которой действуют российские власти. Они все отрицают и ждут своего момента, чтобы сыграть на противоречиях между западными партнерами. Несогласованность в действиях ведет к тому, что преступники остаются на свободе, а справедливость для пострадавших и их семей так и не наступает. Безнаказанность ведет только к новым преступлениям. Поэтому Майкл Макфол, бывший американский посол в России, написал в твиттере: "Это дьявольская самоуверенность Путина. Навальный был отравлен тем же веществом, что и Скрипали два года назад, чтобы мир знал, кто это сделал. Эти акции требуют серьезного глобального ответа".