О том, чем может завершиться российская подержка режиму Лукашенко, которую Кремль со всей очевидностью ему оказывает, пишет на сайте Московского центра Карнеги журналист Максим Саморуков.
Аналитик уверен, что глубина кризиса в союзной стране такова, что ни о каком возврате к недавнему прошлому, когда Россия просто спонсировала лукашенковский режим, чтобы обезопасить свои западные границы, речи быть не может. Конечно, до аннексии вряд ли дойдет, но и прежний статус-кво восстановлен не будет. Скорее всего, Кремль использует выигрышную для него ситуацию для того, чтобы найти альтернативу минскому диктатору, дабы тот не чувствовал свою незаменимость.
Вообще же по сравнению с Украиной 2014 года, когда России приходилось постоянно менять тактику от выдачи огромных кредитов Януковичу до ввода войск в Крым, в Белоруссии все складывается как нельзя лучше для нее – тем более, что от нее тут сейчас все и зависит. США перед выборами не до Белоруссии, Европа скована пандемией экономическими проблемами ею вызванными, а чиновники самого Лукашенко растеряны, не зная, что им предпринять. Да и белорусская оппозиция не демонстрирует явных признаков объединения – ни лидеров, ни программы.
А потому Кремлю, мобилизованному и небедному, будет несложно надежно привязать, наконец, Белоруссию без страха, что она повернет к Западу, который ничем, кроме деклараций о введении санкций и о солидарности с протестами, в решении кризиса не участвует. Более того, все разговоры с Минском Запад ведет через Москву.
Зато эксперты из России уже вовсю помогают главным подразделениям белорусского режима: меняя тех, кто из них ушел и помогая советам оставшимся. В том числе и в государственных СМИ, что нетрудно заметить по сменившейся от официальной пропаганды к циничному нарративу стилистике подачи материалов. Даже в силовом ведомстве существенные перемены: вместо разгона и избиений – взятие измором, выдергивание по одному, избирательное возбуждение дел – все то, что до боли знакомо российской оппозиции.
Причем обо всем этом просил Москву сам Лукашенко, а стало быть он сам себя накрепко привязывает к ней.
Интересно и то, что развивая связи с белорусскими чиновниками, Москва потихоньку исключает самого Лукашенко, и уже не он, а его государственный аппарат может считаться главным союзником России. Тем более, что за время протестов сильно просел авторитет Лукашенко и для чиновников теперь единственной ему заменой видится Кремль.
Недаром же глава МИД Белоруссии Макей, который еще недавно считался «прозападным вектором» Минска, уже вовсю шпарит по кремлевским методичкам о вреде цветных революций.
Тут как нельзя кстати придется и конституционная реформа, которая распределит безграничную власть Лукашенко между несколькими институтами, освободив тем самым чиновников от его диктата. А ведь и Запад поддержит эту реформу как явную демократизацию страны – лучше для России и не придумать. Тогда-то она сможет сменить вздорного диктатора на некий коллективный орган, пусть и враждующих друг с другом людей, зато полностью зависимых от Кремля.
Только не следует торопиться, чтобы не напугать и протестующих, и Запад, лучше подожать радикальной перестройки всей системы власти в Белоруссии, чтобы Москва могла выбирать, где лучше сблизиться, а где держаться в стороне. Для спокойной жизни Кремлю довольно будет контролировать внешнюю политику и безопасность, не вмешиваясь во внутриполитические дела. Именно так он действует в отношении даже полностью зависимого сателлита, каким является Южная Осетия, в которой происходит собственная внутриполитическая жизнь, тогда как внешняя находится под недремлющим оком России.
То есть, резюмирует автор, Белоруссия может превратиться во что-то «вроде Абхазии на стероидах», где идут постоянные протесты, меняются президенты, но внешней политиков управляет Москва. Правда полной мере такого в Белоруссии быть не может. Запад хоть и не признает легитимность Лукашенко, но это совсем другое, нежели непризнание всей Абхазии в целом.
Но и долго тянуть не следует, поскольку если протесты стихнут, Лукашенко снова станет совсем не таким сговорчивым как сегодня..