Posted 1 сентября 2020, 16:29

Published 1 сентября 2020, 16:29

Modified 7 марта, 14:25

Updated 7 марта, 14:25

Театр Одного: что представляет собой политическая система Белоруссии

1 сентября 2020, 16:29
Мария Колесникова объявила о создании новой белорусской партии «Вместе». Партия создается на основе избирательного штаба Виктора Бабарико, который продолжает сидеть в тюрьме. «Новые известия» внимательно рассмотрели партийный ландшафт Белоруссии. Партии там есть, но их влияние на политическую жизнь страны минимально.

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

Лев Николаевич Толстой рассказал нам, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Как показывает политическая реальность, семьи имеют много общего с политикой. В западных демократиях есть несколько партий различной ориентации, которые аккумулируют интересы тех или иных групп населения. В менее демократических странах партийно-политический ландшафт часто уникален. До сегодняшнего объявления о создании новой партии в Белоруссии только искушенные догадывались, что партии в Белоруссии есть. Как выяснялось, их даже много. Но отличает их друг от друга только степень лояльности к Александру Лукашенко лично.

Лояльные партии - это Коммунистическая партия Республики Беларусь, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская аграрная партия, Белорусская социально-спортивная партия, Белорусская патриотическая партия и Социал-демократическая партия народного согласия. Вместе они имели до президентских выборов 9 августа уровень поддержки 15-20%.

Основу режима Лукашенко составляют две центристские партии - Республиканская партия и Либерально-демократическая партия со схожими уровнями поддержки.

Оппозиционные, но все же лояльные к режиму партии - Белорусская партия левых «Справедливый мир» (бывшая Партия коммунистов), Белорусская партия «Зелёные», БНФ и Консервативно-Христианская Партия — БНФ, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) и Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада». Во время выборов президента все они поддержали Лукашенко или были нейтральны к нему.

- Любопытный факт: Александр Лукашенко за 26 лет своего правления так и не создал партию власти. На эту роль готовилась проправительственная партия «Беларусь». Её создавали по образцу КПСС. Но она безумно слабая. И хотя она строилась по вождистскому формату, ничего не получилось. В выборах её вообще не было слышно. Лукашенко был коммунистом, членом КПСС. Он боится партийных собраний, партийных переизбраний. Он привык к тому, что у него абсолютная власть. Поэтому ему не нужна даже партия, которую он бы возглавлял, как это сделали даже в странах Ближнего Востока,» - говорит Андрей Суздальцев.

Эксперты считают, что Белоруссии в 90-е годы так и не состоялся полноценный переход к демократии.

- Президент Александр Лукашенко создал совершенно уникальный для небольшой восточноевропейской страны политический режим, имеющий схожие черты с «делегативной демократией» (согласно трактовке Гильермо О’Доннелла). Делегативные демократии основываются на предпосылке, что победа на президентских выборах дает победителю право управлять страной по своему усмотрению, при этом он ограничен лишь обстоятельствами существующих властных отношений,»- говорит Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики.

Настоящие оппозиционные партии в Белоруссии тоже были, хотя они и они кончились в 2010 году. После распада СССР в Белоруссии появился «партийный инкубатор» - Белорусский народный фронт во главе с Зеноном Позняком.

- Белорусский Народный Фронт был построен по примеру националистических народных фронтов Прибалтики. Все партии, которые существуют сегодня вышли оттуда. Они раскалывались, делились. Ни одной партии новой при Лукашенко не зарегистрировалось. Старые партии были активны в борьбе с Лукашенко, но они провалили выборы 2001 года, 2006 и 2010. После 2010 года они стали распадаться, расползаться. Оппозиционное движение начало дефрагментироваться и терять структуру,» - говорит Андрей Суздальцев, политолог, специалист по постсоветскому пространству .

В начале «нулевых» белорусская оппозиция предприняла усилия по консолидации и объединению. Результатом объединительного процесса стало выдвижение на президентских выборах 2001 года единого кандидата от оппозиции и создание оппозиционной коалиции на парламентских выборах 2004 года.

- Выборы 2006 года стали важным этапом в развитии белорусской оппозиции. Эти выборы должны были, по расчетам оппозиционеров, стать очередной «цветной революцией» на постсоветском пространстве. Однако демократический транзит в Белоруссии не состоялся. Белорусское общество оказалось не готово к демократическим преобразованиям по сценариям, предлагавшимся оппозиционными кандидатами - Александром Милинкевичем и Александром Козулиным. После президентских выборов 2006 г. белорусская оппозиция оказалась вновь раздробленной, ее поддержка в обществе оказалась достаточно низкой, - напоминает Илья Гращенков.

В тоталитарных режимах с ослабеванием диктатора уходит со сцены и «официальная оппозиция», говорит политолог Суздальцев. После 2010 года лукашенковский режим начал слабеть, а вместе с ним начали рассыпаться и партии. В 2019 году они пытались договориться о едином межпартийном лидере и не смогли. Когда в апреле этого года начал формироваться протестный потенциал, партий не было. Не было ни заявлений партийных деятелей, ни партийных конференций или съездов, никакой протестной деятельности.

Партий не видно, зато народ выходит на улицы каждый день по всей стране. Александр Лукашенко не сдается. Для собственного спасения он затеял конституционную реформу. О ней он разговаривает не в парламенте, а по телевизору, обращаясь напрямую к оппозиции. Оппозиция требует возврата к Конституции 1994 года, до изменений, которые внес Лукашенко для укрепления собственной власти: назначать правительство и премьера без согласования с парламентом, распускать парламент, и как апофеоз, возможность выдвигаться президентом без ограничений сроков. Лукашенко не соглашается. Вот и из Москвы предлагают помощь, хотя оставляют поправки на усмотрение белорусов.

Пока трудно понять, какие политические модели утвердятся в Белоруссии на переходный период от Лукашенковской диктатуры к будущему устройству страны. Станет ли Белоруссия европейской страной, по образцу Восточной Европы? Или авторитарный стиль правления оставит такие раны, что становление демократии европейского типа будет затруднено?

Ни у кого нет сомнений, что создаваемая партия «Вместе» не будет зарегистрирована в Белоруссии. Она не получит государственного финансирования и не сможет встроиться в партийную жизнь. Во-первых, потому что партийной жизни в Белоруссии нет, а есть только стареющий автократ Лукашенко. И во-вторых, партийная жизнь – это один из феноменов индустриальной эпохи. Белоруссия, страна продвинутых IT-технологий, выбирает сетевые структуры.

- Сейчас наибольший интерес представляют не партии, а движения. Из числа существующих до раскола на «за батьку» и «оппозицию»: Говори правду, За Свободу, Демократический молодёжный союз, Гражданский форум, Зубр и МХСС (Молодые демократы), Белая Русь, Беларускі Народны Рух, Либертарианское Движение Беларуси и другие. Именно эти движения, на сегодняшний день объединяющие от 50 до 70% всего электората могут стать мощной политической силой на будущих выборах в Республике Беларусь, - считает Илья Гращенков.

Не случайно, что фактическими координаторами протестов в Белоруссии стали сетевые информационные ресурсы: «Nехта», Onliner, Новая Нива, Tut.by. На наших глазах разворачивается социальный эксперимент в рамках одной страны. Протест не организуется извне, не управляется из единого центра и не имеет спонсоров. Координационный совет – это больше совет старейшин, чем боевая ячейка. К тому же, половина его членов сидит в тюрьме, еще треть в соседней Литве. И все-таки люди третью неделю подряд продолжают выходить на улицу. Так сегодня люди голосуют за перемены.

Подпишитесь