Posted 29 августа 2020, 11:13
Published 29 августа 2020, 11:13
Modified 7 марта, 14:28
Updated 7 марта, 14:28
Ирина Мишина
Как безнадежно ты отстал от реальности! Это первое чувство, которое невольно испытываешь, прочитав список новых востребованных профессий от Министерства труда. Сформирован он на основе опроса, в котором приняли участие более 9-и тыс. предприятий всех регионов России. Также был учтен анализ вакансий, размещенных на ключевых сайтах рекрутмента в первой половине 2020 года.
В списке ТОПовых профессий будущего значатся, например, такие диковинные специальности: специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист), техник по композитным материалам, технический писатель, специалист по аддитивным технологиям, щевинговальщик, мехатроник. Или вот еще: лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства. А также: специалист по интеллектуальным интегрированным системам, наладчик оборудования аддитивного производства, ну и так далее. Как пояснила зам. министра труда и социальной защиты РФ Елена Мухтиярова, «ТОП-50» самых востребованных профессий будущего «будут использованы при актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессий».
Да уж, тут впору обновлять и толковый словарь: сходу не поймешь, что значит та или иная профессия. И как ее выбрать потенциальному востребованному специалисту, не понимая смысла и назначения? По степени звучности ? Или по числу иностранных слов, которые прибавляют загадочности?
«Многое зависит от эрудиции тех, кто составляет этот список профессий. Понятно, что мир меняется, профессии меняются, чиновники пытаются как-то отразить эти изменения в названиях. Но в результате , видимо, чтобы показать значимость своей работы, заменяют общепринятые понятия околонаучными и трудно воспринимаемыми терминами. И вот как понять людям, чему они будут учиться? Чиновники пытаются отразить происходящие на рынке труда изменения, но делают это неумело и неловко. А вообще, не термины надо публиковать, а образовательные стандарты и программы, при помощи которых эти диковинные профессии можно получить», - считает доктор экономических наук, зав. кафедрой труда и социальной политики Российской академии народного хозяйства и госслужбы Александр Щербаков.
Чтобы разобраться , где можно приобрести приоритетные профессии из ТОП-50 Минтруда, редакция «НИ» обратилась с официальным запросом к министру труда и социальной политики РФ Антону Котякову. Однако, ответа мы не получили. Может, господин министр и сам до конца не разобрался в новых ТОПовых трендах рынка труда? Обратились мы и к министру просвещения с просьбой просветить, где можно овладеть новыми диковинными профессиями. Но и там замешкались с ответом.
«Система Минтруда часто существует в параллельной реальности по отношению к самому рынку труда. Они выпускают свои рекомендации, часто не считаясь с возможностями Министерства просвещения. Мы любим планировать еще со времен СССР. Но плановое хозяйство и в былые времена не всегда соответствовало реальным возможностям. А что говорить про нынешнюю быстро меняющуюся реальность? Предположим, какой-то специалист из Минтруда посчитал, что именно такие профессии будут востребованы в ближайший год. Но пока развернется наша неповоротливая система профподготовки, пока там напишут все методички и найдут преподавателей, пройдет время. Года 3, не меньше. За это время на рынке труда будут востребованы уже совсем иные специалисты. Беда в том, что у нас узко специализированное образование. Базу надо делать шире, чтобы готовить специалистов для широкого поля деятельности», - считает ведущий научный сотрудник Центра трудовых исследований ВШЭ Нина Вишневская.
В ТОПе-50 наиболее востребованных «профессий будущего» встречаются среди прочих и вполне знакомые, привычные. Например, парикмахер, повар-кондитер, программист, сантехник, сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам), сварщик, сетевой и системный администратор, слесарь… Но если внимательно просмотреть этот ТОП-50 востребованных специальностей будущего, можно заметить: многие из них – на стыке среднего и высшего образования. Или даже приближаются к высшему. К примеру, специалист по производству и обслуживанию авиатехники – это скорее выпускник профильного авиационного или авиационно-технологического ВУЗа, чем студент колледжа. Специалисты «техник по защите информации, по обслуживанию телекоммуникаций» или «разработчик Web и мультимедийных приложений» – это тоже скорее выпускники профильных ВУЗов.
«Это очень хитрый ход. Минтруд дает понять, что нужны специалисты, причем достаточно сложных квалификаций в некоторых случаях. Но их не называют инженерами. Зачем? Да чтобы зарплата была не как у инженера. Что касается этого списка в целом, Минтруд пытается угадать будущее, не понимая, что этого не получится. На Западе институты, имеющие базы данных, только намечают направления подготовки и переподготовки специалистов, а не пишут конкретные не очень понятные названия профессий», - поясняет Нина Вишневская.
Где же же выход? Как стать востребованным в будущем?
«Нужна более широкая образовательная база в средних учебных заведениях. И вообще среднее образование надо восстанавливать как институт. Поймите, человек, который хочет быть востребованным, должен четко понимать, какая профессия нужна и где, как ее можно получить. У нас же все это заменяют околонаучными терминами, понятными узкому кругу. Надо, разумеется, менять образовательные стандарты. И это вопрос согласованной работы Минтруда, Министерства просвещения и Министерства образования и науки. Рынок труда бежит быстрее разного рода дискуссий и обсуждений. Сегодня образование, полученное 10 лет назад, уже не актуально, оно не работает. Человек должен учиться постоянно. Появилась новая востребованная специальность – откройте курсы переподготовки при ВУЗе или при конкретном предприятии, вот и всё решение. В ТОПе востребованных профессий будущего многие связаны с химической и пищевой промышленностью, с интернет-технологиями. Это сигнал – и для профтехобразования, и для ВУЗов. Есть еще один выход: можно окончить бакалавриат, где учатся 4 года и начать работать. В общем, хорошая тема для ВУЗов и профтехучилищ, чтобы начать предлагать новые подходы», - заявила «НИ» бизнес-тренер, член НП «Эксперты рынка труда» Юлия Левина.
На самом деле, вынесенный Минтрудом «для широкого обсуждения» ТОП-50 востребованных профессий – это не совсем руководство к действию. Средний класс и те, кто оказался за его чертой будут хвататься за любую возможность, чтобы найти работу здесь и сейчас, а не тратить время на обучение специальности с непонятным названием. А те, кто имеет средства, будут отправлять детей учиться туда, где им просто комфортно. Далеко за примерами ходить не надо. Дети представителей элиты выбирают отнюдь не самые востребованные профессии . Так, дочь пресс-секретаря президента Елизавета Пескова в этом году сдала первую сессию в МГИМО, на факультете международных отношений. До этого девушка проходила обучение во французской бизнес-школе. Именно там она получила первый диплом бакалавра. Обучение во Франции Елизавета проходила на платной основе. Дочь Татьяны Навки от первого брака с фигуристом Александром Жулиным Саша тоже учится в МГИМО на факультете международных отношений. В прессе сообщалось, что учится Александра на платной основе. Его стоимость может превышать полмиллиона рублей в год. Дочь Алексея Навального Дарья проходит обучение в Стэнфорде, правда, девушка прошла на бюджетное отделение. В своем видеоблоге Дарья откровенно рассказывает, как она мечтала поступить в один из лучших вузов мира. Кстати, поступить в Стэнфорд на бюджет, со слов девушки, совсем не сложно. Надо отправить в вуз документы о доходах семьи за год. Если размер годового дохода не превышает 120 тысяч долларов, то студент получает возможность пройти полностью бесплатное обучение. Если размер годового дохода не превышает 60 тысяч долларов, то помимо бесплатного обучения он может получить и бесплатное проживание, и питание. Дочь Тины Канделаки Мелания сначала училась на журфаке МГУ, но затем перевелась на другой факультет того же вуза. Теперь Мелания изучает историю искусств.
А Центральная приемная комиссия МГУ тем временем сообщила о зачислении на бюджет Анастасии Шуваловой, полной тезки дочери бывшего первого вице-премьера Игоря Шувалова. При этом Анастасия не добрала до проходного более 100-а баллов. Поднялся скандал, после этого списки на сайте приемной комиссии были отредактированы, фамилии Шуваловой среди зачисленных на бюджет уже нет, но сохранилась первоначальная версия списков. В ней указано, что Шувалову зачислили на бюджетное отделение факультета психологии с 230 баллами за четыре экзамена…
Так что дети нашей элиты, как показывает практика, видят свое профессиональное будущее совсем не так, как предлагает Минтруд. Да и сам рынок труда, судя по всему, существует у нас в двух реальностях : для бедных и для богатых.