Пожар в заповеднике Утриш: очевидцы рассказали о шокирующих подробностях

26 августа 2020, 12:11
Туристы, отдыхавшие на берегу Черного моря рядом с заповедником и первыми начавшие тушить пожар, утверждают, что заповедник подожгли специально, с тем чтобы построить там очередную правительственную дачу.

«Новые Известия» уже подробно ответили кубанским властям, утверждающим, что заповедник Утриш под Анапой сгорел по вине туристов, живущих там «дикарям». О том, что это явная и намеренная ложь, говорят сами эти туристы, среди которых оказались журналисты московских изданий. Вот что они написали в социальных сетях об этой трагедии

Медиаменеджер Нина Ливанова считает это событие личной трагедией:

«Поджог Утриша. Пятью взрывами. Сколько лет на него зарились чиновники, и вот...

Погиб Утриш. Уникальный можжевеловый заповедник. Еноты, черепахи, попугаи, соньки, сплюшки и лес горели всю ночь... Уже сгорели все лагуны. Ничего не осталось. В данный момент огонь тушит один вертолёт. Трагедия лично моя и всей моей семьи...»

Журналист Виталий Кавтарадзе тоже отозвался на это событие крайне эмоционально:

«Убили нашего лучшего друга, заповедник Утриш. Монстры сожгли рай.

Пожар разгорелся в полдень, высоко в горах. Мы слышали пять взрывов на участке длинной около 2 километров. Один из них произошел в нескольких десятках метров от меня, на крутом склоне горы, когда я заливал морской водой тысячелетние можжевельники. Это однозначно поджог.

Утриш, прости людей. Мы ушли, но не допустим на твоих склонах очередной правительственной дачи. Мы проживем тысячу лет, растя твои можжевельники...»

Журналист Мария Сотская, принимавшая участие в спасении заповедника, пишет с места события:

«ВАЖНОЕ: пожар на Утрише устроили НЕ отдыхавшие!!! Это диверсия извне, вокруг заповедника давно идёт война за землю у моря. Боюсь, решающее сражение проиграно, но война ещё впереди!!!

Ложь распространяется быстрее пожара, МЧС давит эфир своими пресс-релизами. В заповеднике ещё остаются мои друзья, которые собираются до конца следить за этим на месте.

Тут ад. Люди эвакуируются за свой счёт на единственном стареньком катере.

Мы чуть не погибли, это практически наверняка поджог, Вик слышал взрывы, он был на передовой и тушил пожар. Я носила воду.

Это похоже на звук взлетающего самолета

Пожар в государственном природном заповеднике Утришский начался около полудня. Тушить его бросились отдыхавшие в ООПТ туристы и егеря, первые сотрудники МЧС появились только через четыре с небольшим часа. Сотрудники полиции выдвинули версию поджога.

Большинство отдыхающих в ООПТ людей были на пляже. Здесь, на Утрише, развита нудистская культура и уже много десятилетий заповедник и «голозадые хиппи» живут в относительном мире. Но сегодня всеобщее благодушие и согласие разрушил крик с горы: «Горим, пожар, строитесь в цепочки тащите воду».

Пляж и палаточный лагерь за ним мгновенно стали похожи на разворошенный улей. Откуда ни возьмись появились сотни пластиковых бутылок, люди кидали их с обрыва к воде, а другие тут же набирали и передавали по выстроившейся, словно в армии по команде, цепочке. А сверху над горой я увидела бурый флаг пожара.

Довольно быстро на тушение потребовалось куда больше рук, чем на набор воды. И я, как и многие другие добровольцы с бутылками воды потянулись выше в гору. Сложно сказать, сколько мы шли и как быстро, но вскоре выстроились в новую цепочку на отвесной скале, откуда постоянно осыпались камни. Вниз летели не только они, но и пустые бутылки от воды, а самое страшное - угли.

Пресной воды для питья катастрофически не хватало. Ближе к обеду в небе начали кружить вертолёты, но они были без воды и казалось совершено безучастны к общей беде. Все это время огонь бушевал на склонах, но не подходил близко к палаточному лагерю, казалось даже, что «голозадым хиппи» удастся сдержать стихию.

Пожилой нудист, стоявший рядом со мной, выглядел крайне измученным, мы были почти у самого огня. Он был босой, его набедренная повязка превратилась в защитную маску от дыма. Беда пришла снизу. По всей видимости, упавший уголь поджег лес прямо около лагеря.

Цепочка экстренно начала перестраиваться, меня позвали вниз, тушить новый очаг. В лагере кто-то пытался ещё тушить наступающее пламя, кто-то плакал, кто-то искал своих родственников, детей. Были и те, кто пытался собирать пожитки.

Лесной пожар по Утришу двигался очень быстро. Звук от разрастающееся пламени похож на взлетающий бомбардировщик. Кто-то рядом со мной даже радостно воскликнул «самолеты прилетели», но увы, до первых вертолётов МЧС было ещё далеко.

Когда появились первые отряды МЧС, я уже почти без чувств лежала на пляже на горе наспех собранных вещей. Часть из них я так и бросила на произвол судьбы. Вскоре удалось найти в толпе Виталия Кавтарадзе, фотокорреспондента Новой, он одним из первых бросился тушить огонь и был в самом пекле.

Сейчас, уже ночью, лес в горах снова заполыхал. Тушить его почти некому, приехавшие только к пяти вечера сотрудники МЧС доблестно боролись с огнём только до заката. Сейчас на берег высадились казаки, по их собственным словам они собираются тушить пожар всю ночь и сдерживать огонь.

Пока часть сотрудников МЧС работала в горах, наш фотокорреспондент Виталий Кавтарадзе попытался сфотографировать руководителей тушения на берегу. В ответ на это не назвавший свою должность Ярош А.В (судя по бейджику) пригрозил «прикопать в лесочке», начал грубо отталкивать корреспондента, а сотрудник МЧС в бойцовке с цифрами 60-9 пытался отнять телефон и выбросить его в море. Виталий уже подаёт заявление в полицию.

К слову, сотрудники полиции, прибывшие после МЧС, первым делом выдвинули версию о поджоге в заповеднике. И даже сами стали таскать воду в горы.

Еще раз: каждое слово пропаганды в СМИ по поводу Утриша - ложь. МЧС приехало через 5 часов после начала пожара, все это время с огнём боролись полуголые хиппи, в том числе и я. Мы таскали воду на гору, саперными лопатками сбивали пламя и практически руками тушили многовековые можжевеловые деревья, от которых теперь остались только угольки и воспоминания. К вечеру появилось два вертолёта, они немного пролили местность, но к ночи огонь вспыхнул с новой силой. В районе полуночи мы с Виталиком приняли решение эвакуироваться на маленьком катерочке, разумеется за свой счёт. От гари, копоти и усталости мы валились с ног, наши друзья практически затолкали нас в лодку. Никакой централизованной эвакуации никто не проводил. С моря отрывался «прекрасный вид» на догорающие горы. Я видела, как огонь пожирает некогда зелёные горы. Основная версия- поджог, люди слышали взрывы. Нет прощения тем, кто делал зло.

На капитана катера, который нас вывозил исключительно по собственной инициативе, возбуждают уголовное дело за этот самый вывоз. Да, он делал это за деньги. Но человеку нужно хотя бы бензин оплатить? Да и не все платили. Беспредел и бесчестие. Сначала нас подожгли, потом бросили на произвол судьбы, а теперь ищут виноватых...»

Журналист Виталий Кавтарадзе подводит неутешительные итоги:

«Только что понял, что мог нечаянно посодействовать журналистскому бесчестию и российскому кривосудию. Рассказываю о якобы "платной эвакуации" с горящего Утриша, по поводу которой сейчас возбуждается проверка.

Утриш - земля свободных. Это "мир дикого запада", место, где ты можешь быть кем захочешь и сможешь. Это дом сильнейших самостоятельных людей, которые способны к коллективному действию без малейшего участия государства и институтов. Если на лагуны пробрался вор, его поймают и выдворят за несколько часов. Если кто-нибудь ночью сломает ногу, его вынесут на руках совершенно незнакомые люди. Когда полыхает лес, утришане бросаются к огню организованнее и быстрее лучших пожарных.

Этим людям не нужна мамка в виде государства, которая спасет из беды. Никто из утришан не заикался об "эвакуации". Мы сами уйдем, кто не может уйти - донесут. Мы заплатим 300 рублей за катер человеку, который не раз выручал лишним рейсом. Если у кого нет денег, за него скинутся.

Зато эвакуация нужна МЧСникам, но не в виде катеров и вертолетов, а на бумаге. Ведь по их версии, на лагунах гибнут дети, которые ни шагу не ступят без твердой руки госслужбы. Вот только твердая рука где то по дороге загуляла, а отчёт не дремлет. Давайте скажем, что мы зафрахтовали частника, а он, гад, деньги берет. Так появился миф о бесчестной "платной эвакуации".

Что было?

Весь световой день, пока большая часть утришан тушила пожар, до катеров было не добраться. Они были зафрахтованы для нужд МЧС. По моим наблюдениям, большую часть времени лодки болтались в бухте наготове.

Одна моя подруга сильно пропорола ногу, споткнувшись с бутылками на склоне. Посадить ее в катер удалось через часа 3. У другой девушки была высокая температура весь день. На закате я помог ей донести рюкзак и придержать у берега уходящий катер. Капитан прокричал "гражданских не берём, никаких, на этом рейсе уплывают в Большой Утриш МЧСники". Больше вернуться этот капитан не мог - ему не выдали лицензию на ночные перевозки. Марина ждала лодку ещё 4 часа, до полуночи.

Единственным судном, капитан которого то ли мог, то ли рискнул ходить ночью, оказался Утришонок. Это самая медленная и старая лодка в лагунах. Ее хозяин ни разу в жизни государевых денег не держал в руках - в начале сезона он купил лицензию почти на все свои деньги, чинил и заправлял судно, отбиваясь по 300 руб с пассажира. Прошлой ночью он не поднял цену, но и бесплатно ходить до 9 утра не мог.

Теперь прокуратура проверит факт "платной эвакуации", за которую государство не заплатило ни рубля, и которая была нужна только МЧСникам на бумагах.

Если что, Утриш отстоит капитана.

Пока память свежа, а все федеральные новости по Утришу прочитаны, по фактам перечислю всю ложь:

1) Нет, пожар не начался из-за непотушенного очага на "Вертолете" (стоянка на высоте 100 м и в 800 м. от берега). Около 19-20 часов мы с небольшой группой совершили последнюю попытку тушения, "вертолет" не был затронут пламенем.

2) Нет, пожар явно не развивался из одного источника. В начале выделялось примерно 5 раздельных очагов, появившихся с небольшим интервалом на линии в 2 км.

3) Пожар, разумеется, не был "низовой, затронувший 4 га". Это был верховой пожар, как из сюжетов про Австралию или Калифорнию. Я вместе с ещё 5 людьми заливал огонь на южной части склона г. Кобылки, нам удалось взять все под хлипкий контроль. Затем в 50-100 метрах раздался взрыв, и на нас пошел огненный шторм. Еле ноги унесли.

4) Нет, у МЧС не было никаких 200 человек и 40 единиц техники (если за технику не считать штаны пожарного). Приплыли они спустя 4-5 часов после начала пожара, на катере, который возит отдыхающих. Человек 30 от силы. Поставили на берегу две помпы с брандсбойтами, кое как пролили тропинку. 5-10 пожарных работали на склонах с ручными прыскалками, в ранцы которых мы заливали самостоятельно принесенную воду.

5) Двух вертолетов не было точно, он был один, совершил 8-9 заходов и исчез.

6) Естественно, никакое МЧС не организовывало эвакуацию. Всех отдыхающих вывозили те же катеристы, освободившиеся от МЧСовских жоп после заката. Многие ушли пешком.

7) Конечно же, никакой скорой там близко не дежурило, в поселке Большой Утриш около 22-23 часов не было ни одной кареты.

Дорогое Минприроды, МЧС со товарищи, и другие «чудаки» у власти. Мы все, конечно, понимаем, что вам надо прикрывать жопку, особенно когда ставят на горох. И тем более, если перед этим плохие дяди занесли. Но от того, что в пресс-релизах и отчётах что-то будет написано, оно фактом не станет. Собственно, разница между реальностью и отчётом - это точная метрика некомпетентности.

Что было: 2000 человек организовались в цепочку длинной около километра минут за 5-10, передавая на 300 метров в горы воду. 5 часов тушения углей, закапывания травы и золы, взаимопомощи в сборах. Все это делали хиппи, шиваиты, кришнаиты, барабанщики, художники, выскочившие с пляжа.

Кстати, когда мы уже уходили на катере, группа немолодых цивилов "матрасников" приехавших на лагуны бухать и не поднявшая в горы ни одной бутыли, продолжала с хохотом выпивать...»

#Происшествия #Новости #Пожары #Черное море #МЧС #Краснодарский край #Туризм #Дикая природа
Подпишитесь