Дмитрий Орешкин: "Процесс уходит под землю, и будет стихийное массовое неповиновение"

24 августа 2020, 19:14
Политолог Дмитрий Орешкин считает, что оппозиция проигрывает Лукашенко. Александр Лукашенко власть добровольно не отдаст, а протестующие - мирные люди, которые не готовы и не склонны к насилию:

- Лукашенко делает всё, что на его месте делают диктаторы, когда народ выходит из подчинения. Он опирается на силовиков. Для того, чтобы мобилизовать силовиков, он их должен убедить в определённой версии исторических событий, которая заключается в том, что кругом враги. Меньше месяца назад враги были в России, которые пытались дестабилизировать ситуацию с помощью боевиков ЧВК Вагнера, прошло меньше тридцати дней – пожалуйте, враги лязгают гусеницами танков у наших ворот на западных границах.Силовики должны в это верить, потому что логика войны требует наличие врага. В данном случае силовикам объясняют, что часть населения, которая, как бараны, используется враждебными разведками для сокрушения единственно правильного режима Лукашенко, их надо вразумить, а руководителей сурово наказать. Он про это и говорит. Других вариантов у него нет, он даже придумал, что у него есть государственная идеология. В российской Конституции государственная идеология прямо запрещена. Я не знаю, как в белорусской Конституции, но мне было бы интересно узнать, в чём заключается государственная идеология Республики Беларусь. Мы знакомы с марксизмом, ленинизмом, троцкизмом, сталинизмом… Про «лукашизм» - я такого не слыхал.

Но это очень характерно. Современное государство от английского «State» - это прежде всего совокупность институтов. Государство в русском смысле – от слова «государь». Государство в 16 – 17 веках понималось как собственник – господарь, господин, владетель. По-украински власть – это «влада». Лукашенко действительно считает себя хозяином этой страны. Он единственный понимает, что это такое, для чего она, каков её исторический путь. Он мыслит себя как владетельный князь, как человек, который неотделим от Беларуси. Поэтому у него не State и даже не государство. У него – вождество. Вождь – человек, который без ограничений контролирует всё население. Видимо, в этом и заключается его идеология. Если ты против Лукашенко (не важно, с какой стороны – левой или правой), то это неправильно. Исходя из этой простой системы ценностей, характерной для позднего средневековья, от него можно ждать любых действий, направленных на удержание власти. Прежде всего – силовых, потому что такая манера менеджмента провальна и с точки зрения экономики, и с точки зрения социальной политики. Мы это и наблюдаем. Средний доход на душу населения в Латвии около 1 тысячи евро, а в Беларуси уже десять лет Лукашенко обещает достичь среднего дохода на душу населения в пятьсот, даже не евро, а долларов. И то не получается. Единственное, что у него есть – вдохновлённые его речами и безумной верой в себя силовики. Пока у него есть ресурсы, чтобы их подкармливать. Но не за горами время, когда этих ресурсов не останется.

Ещё Маркс говорил, что государство – частная собственность бюрократии. В данном случае – одного вождя. Соответственно, если завод бунтует – хорошо, мы его выключим. Людям зарплаты не будем платить. Нет никаких законов, никаких прав. Право есть только у Лукашенко. Да, будут некоторые экономические трудности. Но он объяснил: в землянки пойдём, картошкой питаться будем, а врагу страну не отдадим. Он уверен, что загонит народ в землянки, объяснит им, что они голодают потому, что смутьяны хотели развалить экономику и развалили, пришлось закрыть заводы. У него большое преимущество – нет никаких правовых, социальных или человеческих рамок. Он и Беларусь – одно целое. Если надо отрубить ногу – придётся отрубить ногу. Народ будет хромать с одной ногой, но работать то сможет!

Лукашенко никогда власть не отдаст. И с какой, собственно, радости? Даже, с формальной точки зрения: кто они такие? Их выбрали? Нет! Они сами себя назначили. Я всей душой симпатизирую этим людям. Но почему им должны передавать власть? Для этого надо быть как Владимир Ильич Ленин. Он провозгласил власть рабочих, а себя вождём этой власти и говорил про двоевластие. Формально говоря, его надо было судить. Временное правительство побоялось массового возбуждения рабочих.

Аналогичная ситуация в Беларуси. Если бы это была одна Тихановская, у неё есть какая-то позиция. Она считает, что выиграла выборы. Тогда она должна быть президентом и формировать этот Совет, заявлять, что уже сформировала теневое правительство. Координационный Совет сформирован не ей. У него непонятная правовая база. А белорусы – люди 21 века, они даже к забастовке готовятся очень тщательно, предупреждают руководство завода о том, что начнут бастовать за положенные по закону две недели. С точки зрения Лукашенко – он законный президент, а все эти «советы» представляют на народ, а заблудившихся «крыс». Силовики эту логику принимают.

Эти люди к насилию не готовы и не склонны. За это им земной поклон. Но для Лукашенко никакие аргументы, кроме силы, не работают, потому что он убеждён, что они – узурпаторы, и им надо дать ответ по всей строгости закона. У Совета нет шансов. Лукашенко побеждает. Процесс уходит под землю, и будет стихийное массовое неповиновение. У Совета нет никаких шансов перехватить власть. Но есть новый шанс сделать жизнь диктатора невозможной.

Пока жив Лукашенко, объединение России и Белоруссии не произойдёт. Он никогда не поступится своими полномочиями ни для населения, ни для оппозиции, ни для соседнего государства.

#Новости #Политика #Лукашенко #Власть и народ
Подпишитесь