Posted 22 августа 2020, 12:47
Published 22 августа 2020, 12:47
Modified 7 марта, 14:34
Updated 7 марта, 14:34
Елена Иванова
Правительство Лихтенштейна так отреагировало на решение конституционного суда Чехии, который признал правомерным национализацию владений княжеского дома Лихтенштейнов, основываясь на декретах Бенеша. Декреты чехословацкого президента Эдварда Бенеша стали после второй мировой войны также основанием для выселения немецкого меньшинства из страны. Чешский суд подтвердил, что он считает лихтенштейнцев немцами, что и возмутило маленькое, но гордое княжество.
Перед Второй мировой войной княжеской семье принадлежало много земель, недвижимости и коллекций произведений искусства в Чехословакии. Лихтенштейны считали главным замок Вальтице, которой сейчас относится к культурному наследию ЮНЕСКО. Лихтенштейнское правительство сообщило, что Чехия уничтожила все записи о владениях дома в кадастровых реестрах, которые значились там несколько столетий. Чехия обосновала свое решение тем, что старый князь Франц Йозеф 2. признал, что его статус сопоставим с со статусом немцев по этим декретам. Но Лихтенштейн утверждает, что это не так. Помимо княжеской семьи, есть еще 29 лихтенштейнских подданных и их наследников, чье имущество было также конфисковано.
Этот спор начался сразу после принятия декретов в 1945 году. Княжество считает, что Чехия не уважает его суверенитет, именно поэтому обратилось в суд. Министр иностранных дел Лихтенштейна Катрин Эггенбергер сказала, что этой жалобой княжество подчеркивает свое желание решить все открытие вопросы с Чехией. Однако споры о возмещении ущерба и компенсации утерянного имущества гражданами Лихтенштейна длятся уже больше 70 лет, и на скорое решение надеяться не приходится. Вопрос этот глубоко политизированный, и процесс будет длиться годы.
Президент Чехословакии Эдвард Бенеш подписал в 1945 году декрет о национализации всех владений княжества без какой-либо компенсации. Речь шла о 70 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, лесов, а также всех построек на этой земле. При этом владели этими угодьями не только князь, но и 38 лихтенштейнцев. Владения 10 из этих людей находились в современной Словакии, которая до сих пор отказывается даже начинать переговоры. Совокупная стоимость этих владений оценивается в 400 миллионов долларов.
С другими странами Чехия провела переговоры по вопросам возврата собственности или выплатам компенсаций бывшим владельцам, например, со Швейцарией. Но с Лихтенштейном чехи отказываются говорить наотрез, пожаловалась министр. Иск был подан и по той причине, чтобы Чехия не причисляла подданных княжества к немцам.
На этот раз правительство надеется на успех. До сих пор Чехословакия и ее правопреемники попросту игнорировали. Лихнетштейнцы пошли на давление, когда Чехия и Словакия вступали в ЕС, княжество должно было поставить свою подпись под договором, что оно и отказалось делать. Но что может сделать карликовое государство с населением 39 тысяч человек, если на него надавил Евросоюз с 300-миллионным населением? Пришлось сдаться. Еще раз новый князь Ханс-Адам 2. затребовал картину Питера ван Лаэра «Сцена около известковой печи» 1640 года, которую княжеский дом купил в 1767 году. Чехия предоставила эту картину на выставку в Германии. Князь подал в суд как частное лицо. Три суда разбирали это дело – безуспешно. Немецкий суд сказал, что не может отвечать за Чехию. Европейский суд по правам человека не увидел предмета разбирательства и нарушения прав человека. Международный суд в Гааге также заявил, что этот случай не входит в его компетенцию. Но движение навстречу друг другу началось. В 2009 году Лихтенштейн и Чехия установили дипломатические отношения и обменялись послами. Князь сам открывал выставку произведений искусства из своих коллекций в Праге. Но несмотря на потепление, движения в деле компенсаций не произошло. Поэтому этот вопрос будет теперь решать суд в Страсбурге.
Другая европейская страна решила также предъявить новые счета за Вторую мировую войну сразу двум странам – Германии и России. Ярослав Качиньский, лидер националистской правящей партии «Право и справедливость» и серый кардинал полькой политики, заявил, что и Германия, и Россия должны компенсировать ущерб, нанесенный Польше во Второй мировой войне. Он считает, что требования Польши не имеют срока давности.
В Польше создана комиссия по определению ущерба, которая в мае этого года подготовила расчеты. Пока польская сторона сумму не разглашает, но год назад глава польской парламентской группы по вопросам военных репараций Аркадиуш Муларчик сказал, что сумма компенсаций со стороны Германии превышает 1 триллион долларов.
Тема непростая. Фашисты уничтожили 6 миллионов польских граждан, из них 3 миллиона польских евреев во время войны. Немцы уничтожили столицу после Варшавского восстания, объекты тысячелетней материальной культуры, разграбили польские музеи и фактически уничтожили польскую культуру.
И хотя в Германии идут дискуссии в парламенте, что неплохо было бы создать фонд будущих поколений для Польши и финансировать совместные исторические и культурные программы, юридическая позиция германского правительства абсолютно ясная: в 1953 году Польша подписала отказ от репараций. Германия достаточно выплачивала Польше, и открывать этот ящик Пандоры никто не собирается. Кроме того, несмотря на отказ выплачивать репарации, Германия выплатила около двух с половиной миллиардов немецких марок пострадавшим от войны – военнопленным, узникам концлагерей и работникам, угнанным в Германию.
В 2004 году польское правительство признало правомерность договора об отказе от репараций 1953 года. Но когда в 2017 году Евросоюз начал критиковать Польшу за антидемократическую реформу юстиции и за давление на СМИ, Ярослав Качинский немедленно пошел в атаку и вытащил тему репараций снова. И счет был не много не мало – 850 миллиардов долларов. С каждым годом сумма увеличивается.
Российско-польские отношения простыми назвать также нельзя. Тема расстрела польских офицеров в Катыни на долгие годы омрачила отношения. К историческим добавились политические и экономические разногласия. Да и смерть премьер-министра Польши Леха Качиньски, брата лидера правящей партии Ярослава Качиньски, в авиакатастрофе под Смоленском нарушила взаимопонимание. Но юридически и Россия также ссылается на два договора. В 1945 году на Потсдамской конференции было подписано соглашение, по которому Польша получили репарации из доли СССР, которые он получал от восточной оккупационной зоны. В 1954 году СССР, ГДР и ПНР подписали договор о прекращении выплат со стороны ГДР.
И по прошествии 75 лет нельзя сказать, что старые раны и обиды забыты. Не помогают ни заключенные международные договоры, ни попытки сближения. История снова и снова настигает ушедшие вперед страны и заставляет отвечать на неотвеченные вопросы.