Аналитика Андрея Нальгина смутили слова Путина, сказанные на встрече с Сечиным о том, что экономика России рано или поздно должна начать расти. Но ведь во всем мире говорят о восстановительном росте экономики после рекордного падения в пандемию уже со следующего года, а не когда-нибудь... – недоумевает автор. Что не так с российской экономикой? Правда ли, что коронакризис так сильно по ней. И Нальгин насчитывает сразу пять таких ударов:
1. По промышленности
В апреле спад был 7%, в мае — почти 10%, в июне 9,4%. Причем двойной удар. Снижение глобального спроса на углеводороды ударило по регионам экспортной, главным образом нефтедобывающей промышленности: в Ханты-Мансийском и Ненецком АО объемы сократились на 17-18%, а в Томской области — на 15%. К тому же произошло сильное сжатие внутреннего рынка. В регионах ювелирной промышленности (Костромская область –26%), автомобильной промышленности (Нижегородская, Ульяновская области —21%, Калининградская и Самарская —12-13%), нефтеперерабатывающей промышленности и производства шин (Омская область —18%).
2. По рыночным услугам
Карантин уронил розничную торговлю на 23% в апреле, и на 19% в мае, хотя в июне спад затормозился – 8%. В Москве карантинная политика властей сократила розничную торговлю в апреле и мае на 31%и 26% , а в Белгородской области — только на 4-5%.
3. По региональным рынкам труда
Тут удар пришелся по сектору рыночных услуг в крупных городах. Если считать по зарегистрированной безработице, то с увеличением пособия до прожиточного минимума, с конца февраля по конец июня в службах занятости рост зарегистрированных составил с 700 тыс. до 2,8 млн человек, или в четыре раза!
4. По региональным бюджетам
Спад собственных доходов в апреле-мае составил 26%, то есть недополучено регионами 590 млрд руб. в сравнении с тем же периодом 2019 года, что на 5% превышает их собственные годовые доходы. А денег, выделенных из федерального бюджета (288 млрд руб) было явно недостаточно. К тому же решения о компенсации принимались тайно, и многим регионам было компенсировано от одной шестой до одной трети выпавших доходов.
5. По доходам населения
Если в 2014-2019 годах они упали на 7%, то только за II квартал 2020 г. — на 8%. В итоге около половины представителей среднего класса переместились в нижесредний. А все потому, считает аналитик, что действия властей были неадекватными и непоследовательными, причем и антиковидные, и аникризисные. Все они запоздали потому что Путин никак не признавал реальность пандемии, мечтая обнулитьпрезидентские сроки именно 22 апреля и провести парад Победы именно 9 мая. И только в конце марта Собянин смог убедить его в том, что все серьезно.
Сыграла роль и нежданная скупость властей. Западные государства для поддержки экономики выделяли 10-30% ВВП, а первая помощь Кремля оказалась всего 0,3% ВВП, и лишь постепенно выросла до 3% (причем из них только 1% составили безвозмездные выплаты, а все остальное - отсрочки по налогам и субсидированные кредиты). А ведь в Фонде национального благосостояния находится более 10% ВВП. И они бы очень помогли российским семьям и малому бизнесу перенести хотя бы три из пяти ударов.