Взаимодействие вирусов гриппа и коронавируса, которого можно ожидать осенью, остается для инфекционистов загадкой, сообщает Science.
Ирина Зиганшина
В марте, когда жители Южного полушария боролись с ковидом и одновременно готовились к зимнему сезону гриппа, эпидемиологи Национального института инфекционных заболеваний Южной Африки надеялись изучить взаимодействие между сезонными респираторными вирусами и SARS-CoV-2. Влияет ли заражение одним из них на риск заражения другим, и как себя чувствуют люди, одновременно инфицированные и вирусом гриппа, и коронавирусом, – на эти вопросы надеялись получить ответы ученые.
Однако сезона гриппа как такового не случилось. Местный Центр по респираторным заболеваниям и менингиту зарегистрировал только один случай с конца марта – хотя в предыдущие 35 летза этот период их фиксировалось в среднем около 700. Вероятно, ограничения на поездки, закрытие школ, социальное дистанцирование и ношение масок остановили распространение гриппа в Южной Африке. Похожая ситуация была в Австралии, Новой Зеландии и некоторых частях Южной Америки.
Незначительное число случаев заболевания на юге может означать, что инфекция не распространится и на север. Однако если в октябре, ноябре и декабре меры по локализации и социальной дистанцированностине будут приняты, грипп будет распространяться гораздо быстрее, чем на юге, считают вирусологи.
Поскольку в Южном полушарии сезона гриппа не случилось, у исследователей нет данных о том, чем чревато совпадение двух вспышек. Проблема, которая может оказаться серьезной,– коинфекция, то есть случай, когда люди одновременно заражаются двумя или тремя инфекциями: в таком случае болезнь обычно протекает тяжелее. Но последствия коинфекций с SARS-CoV-2 не были изучены.
В апреле команда из Стэнфордского университета обнаружила, что из 116 жителей Северной Калифорнии, которые в мартедали положительный результат на коронавирус, 24 также имели положительный результат по крайней мере на один другой респираторный патоген, чаще всего риновирусы и энтеровирусы, вызывающие симптомы простуды. Только у одного из пациентов был грипп. Исследование не выявило разницы в исходах между пациентами COVID-19 с другими инфекциями и без них. Но данных было слишком мало, чтобы делать далеко идущие выводы.
Наличие одного вируса также может повлиять на шансы человека заразиться другим. Коинфекции гриппа с другими респираторными вирусами относительно редки, но зачастую в этом случае возникает защитный эффект:например, заражение вирусом гриппа типа А снижает вероятность заразиться риновирусом. Однако медиков беспокоит респираторно-синцитиальный вирус, который может вызвать серьезные заболевания у маленьких детей и пожилых людей: как стало ясно, он положительно взаимодействует с CoV-OC43 – родственным SARS-CoV-2 коронавирусом. Вполне возможно, что наличие ковида может повысить восприимчивость человека к РСВ, или наоборот.
Из-за отсутствия вспышки гриппа в Южном полушарии мы также не имеем информации о том, какие штаммы вируса гриппа будут наиболее распространены. Институты, которые собирают и анализируют образцы гриппа, чтобы определиться с составами вакцины следующего года, в этом году получили меньше образцов пациентов, чем в предыдущие.Дефицит данных может привести к тому, что вакцина, рассчитанная на применение в Южном полушарии в 2021 году (ее состав которой должен быть определен к концу сентября), окажется менее эффективной.