Журналист Виктор Ядуха с большим сомнением оценивает перспективы протестного движения в Белоруссии, и особенно, если оно завершится успехом:
«Да, родина или свобода - это сложный выбор. Но свобода ли на том конце, вот вопрос. Программы альтернативных кандидатов в президенты Белоруссии, насколько я понял - это тотальная приватизация, рынок, турбо-капитализм. А это значит, минимум социала и свобода только для тех, у кого есть деньги.
Когда тебе нет тридцати, кажется, что уж тебя-то нужда обойдет стороной. Это как раз о тех, кто на улице. Но когда тебе 35-40 лет ("в тридцать лет денег нет - и не будет"), странно топить за ультракапитализм с голым задом.
Вот сейчас я читаю об акциях протеста женщин в Минске. Благополучные на вид, ухоженные, хорошо одетые. Я не знаю, кто они и чем они кормятся - социально-экономический состав протестующих еще ждет изучения. Но как эти женщины будут выглядеть через год после рыночных реформ, когда новые собственники промпредприятий и международные агрохолдинги жестко оптимизируют непрофильный социал? Или когда часть промышленности (с самой большой долей добавленной стоимости и самой сложной продукцией) обанкротится, не выдержав конкуренции на открытом всем ветрам рынке?
Там же дама-искусствовед говорит, как ее достал режим. Я бы на месте авторов заметки спросил, а кем она собирается работать после ухода Лукашенко. Потому что искусствоведы в рудиментарном советском количестве в новой рыночной Беларуси будут нафиг не нужны.
В 80-90-х я часто гостил у друзей в одном из легендарных писательских домов на "Аэропорте". В подъезде было меньше 30 квартир, их населяли литераторы и переводчики. Большинство из них были горячими сторонниками перестройки, без сожаления встретили распад СССР, приветствовали "национал-демократов" в отколовшихся республиках, заведомо прощая им пещерный ужас, что там творился. К миллениуму половина из них умерла в бедности, а процентов 20 эмигрировали в Израиль, потому что на пенсию там можно прожить.
А еще помню хорошую приятельницу и коллегу, крайнюю либералку. Она жила бедно в малюсенькой квартирке на окраине и искренне переживала то за одного, то за другого известного младореформатора. Отчуждение между низами и верхами еще не было таким зримым, но богатство видных силибов уже было очевидно. И мы спорили, есть ли смысл бедному человеку топить за миллионеров в мире, где каждый, включая их, гребет под себя. И если в мире, который они строят, нет места даже для их рядовых идейных сторонников.
Вы знаете, как сложились судьбы большинства рядовых участников последнего киевского майдана? Я нигде не видел глубокого, с хорошей выборкой, изучения этой темы, но подозреваю, что они как жили в бедности, так в ней и живут. Если не хуже, потому что в целом Украина стала жить хуже.
А еще посмотрите архивные черно-белые фотографии участников полумиллионных митингов на Манежной в начале 90-х. Вглядитесь в эти одухотворенные, проникнутые поиском высоких истин лица разных национальностей. Как же ясно понимаешь сейчас, что в дивном новом мире им было априори нечего ловить.
В дивном новом мире исчезли профессии многих участников этих митингов, оказавшись слишком сложными для сырьевой экономики. Те самые профессии - ученых, инженеров, преподавателей фундаментальных точных и технических дисциплин - которые давали им возможность гореть высокими идеалами. Но не сделали их устойчивее к манипуляциям...»
***
Характерно, что многие читатели поддержали позицию автора, взывая к разуму белорусов:
- Абсолютно верно! Уж народу точно не надо топить за капиталистов. Притом, что во всём мире люди наелись этого капитализма. Наоборот топят за социализм. Посмотрите, что в мире творится! А тут надоел им Лукашенко. Менять шило на мыло? Оппозиция там, с одной стороны " за свободу", а с другой стороны неприкрытые бизнес-интересы. На это Лукашенко менять? Хотя, без батьки, всё будет намного жёстче. Хочется пожелать белорусам быть мудрее, и за любыми призывными речами видеть истинные интересы тех или иных ораторов, зовущих на баррикады. Не дайте задурить себе голову, люди!
От редактора
Мнения авторов могут отличаться от позиции редакции, которая не считает революции напрасными...