Случай с Тихановской – важный политический сигнал. Ясно, что она попала в заложники и была вынуждена зачитать по бумажке призыв отказаться от уличного протеста. “Выборы закончены, – забудьте”, – смысл этой речи.
Лукашенко по-своему логичен, называя Тихановскую с её штабом “овцами”. Он напоминает: “слабым женщинам” с детьми (и мужем в тюрьме) – нечего делать в политике. Трёх часов без адвоката, один на один с шантажистами, – оказалось достаточно, чтобы сломать победителя выборов.
Чем не “овца”? (“А я предупреждал”, – как любит говорить глава режима. “Несчастные девочки”, “не понимающие, во что ввязались”).
Но согласится ли улица с ролью овечьего стада? На этот вопрос у режима нет ответа. Улица может воспринять взятие заложника как дополнительный вызов.
Вместе с тем, заранее было понятно, что нейтрализация Тихановской – это следующий шаг. “Нет человека – нет проблемы”. Согласие на высылку из страны и призыв к беларусам прекратить сопротивление, – как ни печально, – это ожидаемое развитие событий.
Дети и семья – идеальный рычаг для политического шантажа – в условиях драки за выживание. Тихановская, оправдываясь, говорит, что она этого не знала. В это слабо верится. Но глупая уверенность, что преступный режим можно сменить, играя по общим правилам, в очередной раз провалилась.
Политическим “овцам” не место в политике – в условиях драки диктатора за жизнь.
В этой истории есть урок и для российской оппозиции, которая всё ещё надеется на “выборы” и соблюдение легальных процедур. Смотрим на Беларусь – и с огромной долей вероятности видим Россию ближайших лет.
Сотни тысяч протестующих, драки с ментами и даже баррикады – это ещё не повод ожидать от режима игры по правилам. Даже результат “Вовы 3%” – не означает его ухода. Наоборот: 3% – это повод для отказа от любых “правил поведения” в политике.
Можно легко представить себе “взятое под охрану ФСБ” (“в целях безопасности”) семейство Гудкова, Соболь или Навального – в разгар уличных столкновений. После чего лидеры оппозиции зачитывают по федеральным каналам обращение с призывом к протестующим отказаться от насилия.
Итак, урок Тихановской номер один: массовые уличные столкновения – автоматически означают удар по семьям лидеров оппозиции. Готовы ли семейные политики, которые так трогательно постят сегодня в инстаграме фото жён и детей, – к такому сценарию?
Очень сомневаюсь. Эти люди всё ещё верят в правила, забывая, что диктатор, знающий о судьбах Чаушеску и Каддафи, отменяет любые нормы – в интересах физического выживания.
Брата уже сажали, – кто мешает посадить жену Навального или взять сына-подростка в заложники? В таких условиях – не знаю – какие “заявления” будут зачитаны по бумажке. Думаю, что и Соболь с Навальным этого не знают.
Так или иначе, надо помнить об этих уроках: “овцам” в протестной политике делать нечего. Боишься за семью? – отойди в сторонку.
В критических условиях, семья лидера оппозиции – очевидная мишень для его нейтрализации. (Лукашенко, отправляющий семью на самолёте, отлично это понимает).
И третье, самое главное: забудьте о любых “правилах игры”.
Политик с перспективой судьбы Каддафи – превращается в зверя.
Оригинал здесь