Известный российский социолог Григорий Юдин в своем блоге анализирует итоги голосования в Белоруссии, и делает удивительные выводы:
«Ситуация с объективными оценками результатов голосования в Беларуси плохая. Доверие официальным результатам нулевое, потому что ЦИК сам сделал всё, чтобы себя дискредитировать.
Ни одного опроса, который имел бы понятную методологию, пока не видно. Тем не менее, можно сделать кое-какие выводы по множеству разнородных данных опросов, а также косвенных свидетельств (мы не слепые и видим толпы людей с белыми браслетами и кипы сложенных "гармошкой" бюллетеней в урнах – сигналы протестного голосования против Лукашенко).
Опрос, который опубликовал Белорусский партизан/Современная Беларусь, показывает:
Тихановская – 72%
Лукашенко – 14%
против всех – 7%
Что с этим опросом плохо – непонятно, кто и как его делал. Что с этим опросом хорошо – что его результаты обновлялись всю неделю голосования и вели себя правдоподобно – результат Лукашенко постепенно снижался, результат Тихановской постепенно рос, результат кандидата «против всех» снизился в день голосования. Это согласуется с динамикой административного голосования, а также с призывами команды Тихановской голосовать именно в последний день и желательно к вечеру. Поток голосующих во второй половине последнего дня должен был дать именно такую динамику.
Эти данные согласуются с предвыборным «Народным опросом» - комбинацией уличника и онлайна:
Тихановская – 67-73%
Лукашенко – 16-21%
против всех – 7-11%
Что с этим опросом плохо – непонятно, как строилась выборка в уличнике и каковы отдельные результаты уличника, а онлайн, видимо, делался самонабором. Что с ним хорошо: они использовали MRP постстратификацию, которая может нивелировать косяки самонабора и потоковых выборок, есть эксперименты на эту тему.
Эти данные также согласуются с экзит-поллами в Москве:
Тихановская – 79%
отказ от ответа – 12%
Лукашенко – 6%
И ходят также сходные данные по экзит-поллам по другим зарубежным городам. Что с этими цифрами плохо – неясно, считали ли очередь или только вышедших с участков. Что с этими цифрами хорошо: у нас нет оснований считать, что в Москве и других столицах ситуация должна как-то сильно отличаться от внутристрановой – однако она должна отличаться немного в неблагоприятную для Лукашенко сторону (его ядерный электорат куда меньше ездит за рубеж), и так оно и есть.
Официальные протоколы с отдельных появившихся участков также подтверждают эту картину – результат Тихановской около 70% в столице и чуть ниже в селе.
И конечно, есть официальные экзит-поллы, которые отдают Лукашенко 80%. Что с ними плохо? С ними плохо всё. Они, хотя и имеют официальную аккредитацию, не сообщают о методологии (требование, которое, увы, трудно предъявить тем, кто делает опросы подпольно под страхом оказаться за решёткой). Они появились как грибы после дождя сразу после окончания голосования – в отличие от других данных, которые обновлялись по ходу голосования. Ну и наконец, просто чтобы в них поверить, нужно перестать верить своим глазам.
Хотелось бы, чтобы были какие-либо надёжные способы получить объективные результаты. Однако их нет. А между тем, решается судьба страны, и я подозреваю, что более надёжных цифр в ближайшее время не будет. Все имеющиеся данные дают основание заключить, что Светлана Тихановская выиграла выборы в первом туре с результатом около 70%.»