Posted 9 августа 2020, 10:49

Published 9 августа 2020, 10:49

Modified 7 марта, 14:47

Updated 7 марта, 14:47

Ливанский разлом: армия воюет на улицах Бейрута с протестующими гражданами

9 августа 2020, 10:49
На следующий день после страшного взрыва в порту Бейрута, унесшего жизни 253 человек и разрушивших 330 тысяч домов, граждане вышли на улицу с призывами к правительству уйти в отставку. Армия применила слезоточивый газ для разгона демонстрантов. Но протестующие не намерены отступать.

Елена Иванова

Десятки тысяч демонстрантов вышли на улицы Бейрута, требуя отставки правительства. В ночь с субботы на воскресенье на улицах города развернулась настоящая война между гражданами и полицией. Три члена парламента объявили о своей отставке, но митингующим этого было мало. Они требовали отправить все правительство в отставку. Премьер Хассан Диаб предложил провести досрочные выборы через два месяца. Но это не утихомирило улицу. Между гражданами и политическим классом страны выросла непреодолимая стена. Полиция и силы безопасности силой начали вытеснять протестующих из центра города.

В 9 часов вечера в субботу полицейские применили слезоточивый газ против митингующих. Но они заняли некоторые министерства: иностранных дел, энергетики и охраны окружающей среды. Ближе к ночи армия вытеснила протестующих из правительственных зданий. Армия разгоняла людей дубинками, палками и прикладами. Видимо, военные получили приказ на разгон демонстрантов. Сообщается, что шиитская «Хезболла» пригрозила, что если власти в городе не наведут порядок, то военизированная милиция сама этим займется. Но и после разгона демонстрантов столкновения в Бейруте продолжились.

В октябре 2019 году в стране уже прокатилась волна протестов, которая привела к отставке правительства и появлению новых лиц в ливанской политике, но при тех же старых лидерах. «Так жить нельзя,» - сказала «Гардиан» 24-летняя Жюли Вард, физиотерапевт. «Я медик, и я видела своими глазами, как кризис с октября разрушает всю жизнь, никто не может себе больше позволить ничего. Это просто конец». Ее друг 24-летний Жан Элу считает: «У нас президент – преступник, его просто хочется убить. Я тоже выходил на улицу в октябре и видел народный гнев. Ничего не изменилось. И они ожидали, что мы промолчим?»

Юсуф Шехади работал раньше в порту. Он рассказал, что в 2010 году он сам разместил на том же складе 30 -40 мешков с пиротехникой, куда потом сложили и мешки с селитрой. Безответственность и невежество властей вызвали еще более ожесточенный протест граждан, чем это было раньше. Рейчел Раэди вышла на площадь с портретом своей подруги, погибшей при взрыве. По нижнему краю надпись: « Меня убило мое правительство».

Семьи с детьми, пришедшие в субботу на митинг, быстро с него ушли, когда был применен слезоточивый газ. Один демонстрант топтал ногами портрет шиитского лидера Хассана Насраллы, другой – фотографию президента Мишеля Ауна. Мать погибшего в порту кричала: «Справедливости! Мы хотим справедливости!» Протестующие требовали независимого расследования взрыва с участием международных экспертов. Главный вопрос – как и кто ответственен за хранение опасного груза в течение 6 лет.

El Murid пишет: «Беспомощность ливанского правительства общеизвестна. В стране, по сути, правит полутеррористическая группировка Хезболла, являющаяся к тому же иностранной прокси-структурой. Правительство - во многом ширма террористов. Логично, что протесты практически сразу переросли в антишиитские.»

Директор фонда Карнеги на Ближнем Востоке Мая Джайа считает: « Политические партии Ливана заинтересованы в сохранении статуса кво, потому что государственные структуры были для них долгое время курицей, несущей золотые яйца. Но сейчас курица умерла. Государство – банкрот. Тем не менее, партии продолжают требовать привилегий и старой жизни от госструктур.»

Надим Кури, директор Инициативы арабских реформ предлагает создать правительство спасения со специальным мандатом на преодоление гуманитарной катастрофы и экономического кризиса. «Это должен быть мандат на два-три года, и главной задачей временного правительства должны стать подготовка и принятие нового избирательного законодательства и подготовка новых выборов».

Эль Мурад напоминает от предложении французского президента Эммануэля Макрона ввести миротворческие силы в Ливан и разоружить террористов, поскольку у Ливана нет внутреннего ресурса решить межконфессиональную и межэтническую проблему.

«Как именно воплотить его в решение, тем более международное, да еще и согласовать его со всеми ливанскими общинами - неизвестно. При этом гуманитарная катастрофа в Ливане вполне реальна - уничтожены не только 300 тысяч квартир и домов в Бейруте, утрачены колоссальные запасы продовольствия. Предполагается, что уже через месяц имеющиеся запасы подойдут к концу. В таких условиях сильные начнут попросту отбирать в свою пользу скудные ресурсы, обрекая слабых на гибель или вынуждая их бежать из страны», - пишет он.

Макрон, находясь в Ливане, напомнил, что мир предоставит стране гуманитарную помощь в любом случае. Но 12 миллиардов долларов, выделенные Парижским клубом и МВФ, страна получит только после того, как кредиторы увидят, что в стране начались реформы. Граждане с этим согласны. «Это единственная хорошая новость, которую мы слышали на этой ужасной неделе. Пусть бог покарает этих воров».