Posted 9 августа 2020, 07:45
Published 9 августа 2020, 07:45
Modified 7 марта, 14:47
Updated 7 марта, 14:47
Политический аналитик Станислав Белковский поделился в своем видеоблоге соображениями о том, что сегодня происходит в Белоруссии, и почему, даже несмотря на то, что Лукашенко может правдами и неправдами выиграть сегодняшние выборы, его время все равно подошло к концу. «Новые Известия» приводят самые интересные фрагменты этого выступления:
«...Пожалуй, самая сенсационное — это утечка данных закрытого опроса социологической службы Gallup, согласно которым, президентский рейтинг Александра Григорьевича Лукашенко составляет 8,5%. 8,5 — тоже сакральное число. Это значительно больше, чем 3%, которые недоброжелатели приписывали Александру Григорьевичу еще совсем недавно.
Можно сказать, что президент Белоруссии совершил электоральный рывок. Рывок этот подчеркивается и досрочным голосованием. По состоянию на сейчас, уже больше трети белорусов проголосовали досрочно.
Мы можем лишь догадываться, каковы результаты этого голосования. Тем более, что непосредственно в день выборов, 9 августа, скорее всего, по всей территории Белоруссии (конечно, по соображениям безопасности, опасений перед ЧВК «Вагнер» и российским вторжением) отключат интернет, а также блокируют систему альтернативного подсчета голосов «Голос»... «Голосов голос» — тавтология, прошу прощения. Подсчета результатов волеизъявления избирателей «Голос».
Уже сейчас независимые наблюдатели говорят о том, что официально декларируемая явка на досрочных выборах завышена в 2 раза.
Так или иначе, Александр Григорьевич Лукашенко уходить никуда не собирается. Он планирует оставаться на посту президента Республики Беларусь мытьем или катаньем.
(...)
Все его обвинения в адрес мифических противников: кандидата в президенты Светлану Тихановскую, ее соратниц Марину Колесникову и Веронику Цепкало он назвал несчастными девчонками, которым кто-то что-то диктует.
Надо сказать, что «несчастные девчонки» непосредственно перед выборами записали свой финальный ролик — обращение к нации, который и эстетически, и профессионально гораздо сильнее и убедительнее всех публичных выступлений Александра Лукашенко вместе взятых. Говорю об этом и как простой зритель, и как гражданин братской с Беларусью страны, и как политический консультант на пенсии.
(...)
Даже если Лукашенко останется (конечно, абсолютно честно) президентом Беларуси после выборов 9 августа, и если ему удастся избежать кровопролития в случае массовых выступлений против фальсификации выборов, то надо готовиться к уходу достаточно скоро. Уже надо менять конституцию, двигаться в направлении парламентской демократии. Надо привлекать своих оппонентов во власть. Как минимум, нужно выпустить всех из тюрьмы и так далее.
Получится это или нет, неизвестно. Пока что в Минске реализуется сценарий известного еврейского анекдота «Бей евреев и велосипедистов!». Ну, там вместо «евреев» используется другой термин, но мы из страха перед Роскомнадзором и прочей цензурой социальных сетей не будем его сейчас использовать. Там задерживают велосипедистов, которые вышли на пробег в поддержку оппозиционных кандидатов в президенты. Посмотрим.
(...)
И Беларусь, и Хабаровск наших дней (а то, что произошло в июле-августе и там, и там, безусловно, можно отнести к выдающимся событиям, без всякого лишнего пафоса) позволяют нам сделать вывод о том, как вообще выглядит протест в авторитарных государствах с постаревшими лидерами. С лидерами, которые стали старыми во всех смыслах — устарели и физически, и морально.
Протест во многом теряет свое негативистское содержание. Он движим не ненавистью к Александру Лукашенко или кому-то еще. Он движим смертельной усталостью от этих мини-тиранов. От того, что их старость абсолютно не соответствует ожидаемому образу будущего, который сформирован в головах представителей выросших при них поколений.
Поэтому этот протест может быть силен и позитивным посылом, и соответствующей повесткой, а не только угрозами Гаагского трибунала — «всех расстреляем и засудим, когда придем к власти», о чем часто говорят люди, которые к власти никогда не придут, да и, в общем-то, не скрывают, что туда не стремятся. Это просто такой публицистический посыл.
Коллективный субъект протестов всё более состоит из, на мой взгляд, пересекающихся групп людей. Во-первых, вчерашних лоялистов, которые еще вчера были вполне толерантны к Владимиру Путину, голосовали за Владимира Путина и за Александра Лукашенко, но сегодня считают, что уже хватит. Да, в прошлом было много хорошего, но прошлое не должно быть будущим. И представителей новых поколений, которых не может радовать этика и эстетика этого правления.
(...)
...и Беларусь, и Хабаровск показывают, что протест наших времен, наших дней всё более формируется как безлидерный. Хороший вождь вместо плохого никому не нужен. Нужна совершенно другая парадигма власти. И вопрос для России в этом смысле стоит не «если не Путин, то кто?», а «если не Путин, то что?».