Каждый месяц ведомство оценивает не только фактический уровень поступлений, но и базовый. То есть, условную сумму, которую могу бы собрать бюджет, если бы нефть стоила $42,4 за баррель (цена бюджетного правила), сообщает Finanz.ru.
В случае, если доходы оказываются выше этого показателя, то деньги направляются на скупку валюты для пополнения ФНБ. Если меньше указанной планки – Минфин продает доллары, евро и фунты из фонда, чтобы поддержать рубль пополнением бюджета.
Министерство публикует свой прогноз предстоящих нефтегазовых доходов в первую неделю каждого месяца. После этого корректирует прогноз по фактически поступившей сумме. Таким образом определяется, сколько валюты государством будет реализовано или приобретено на рынке.
Однако объем таких корректировок исчез с мая – первого месяца сделки ОПЕК+.
Минфин ошибался лишь на 5-7% за последние два года, пока действует бюджетное правило. В редких случаях ошибка достигала 20%. Однако в мае 2020-го министерство допустило ошибку на 31%. В июне же просчиталось на целых 53%. Ошибка в июле составила 194%! Фактически, в три раза.
Изначально Минфин прогнозировал недополучение 47,8 млрд руб. При этом по факту выпадающие доходы оказались на 92,7 млрд рублей больше.
По словам аналитика Райффайзенбанка Станислава Мурашова, масштаб корректировки Минфина – «беспрецедентный» и труднообъяснимый. Ранее, если и случались ошибки, то имели они разное направление. То есть, если в один месяц Минфин недооценивал доходы, то в другой – переоценивал их. Общая оценка была сбалансирована.
- Но в последние три месяца фактические поступления нефтегазовых доходов систематически оказываются меньше предварительных оценок Минфина, причем ошибка растет, - указал Мурашов, - Возможно, эффективные цены на газ и нефтепродукты (как и объем добычи/экспорта физических объемов этих товаров) даже в Минфин поступают с задержкой и/или сильно уточняются со временем.
Эксперт отметил, что это, тем не менее, не может объяснить такую масштабную последнюю корректировку.
- Еще одной причиной могут выступать особенности бюджетного учета поступающих средств: возможно, часть платежей, которые должны были быть учтены в данном месяце, были формально зачислены в следующий месяц. Из-за этого могли возникнуть расхождения формулы и фактических поступлений, - указал Мурашов.
Отметим, что согласно статистике, в июне сборы сырьевых налогов упали втрое – 224,3 млрд руб. против 701 млрд руб. в 2019-м.