Милитаристская риторика российских властей поневоле заставляет вспомнить старые добрые времена, когда Россия и Запад провели реальное разоружение и почти полностью избавили мир от угрозы ядерного конфликта. Об этом напоминает и бывший переводчик Михаила Горбачева, политический аналитик Павел Палажченко, который опубликовал удивительные данные. Они совершенно ясно свидетельствуют о том, насколько кардинальным стал поворот в запасах ядерных вооружений, который произошел 30 лет назад на рубеже 1990-х, и за что мир должен быть благодарен Горбачеву:
«В последнее время я регулярно участвую в российско-американских и российско-натовских экспертных консультациях (так называемый «второй трек») по сокращению и ограничению ядерных вооружений. Состав участников очень сильный – с российской стороны Сергей Рогов, Федор Войтоловский, генералы Есин и Золотарев, молодые исследователи Дмитрий Стефанович, Антон Хлопков и другие, с американской – Линтон Брукс, Роуз Гетемеллер, Мэтт Банн, Джим Тимби, Стив Пайфер, генералы Бридлав и Латиф. Думаю, тем, кто интересуется этой тематикой, эти имена известны. Обсуждение ведется по «правилам Чатам-хаус», т.е прямое цитирование высказываний участников не разрешается.
Польза от этих дискуссий для меня несомненна. Если и когда возникнут условия для реальных переговоров с участием вменяемых партнеров, в распоряжении официальных делегаций будут серьезные «заделы», которые можно будет использовать для сближения позиций. Это будет очень трудно, но, как показывает опыт конца восьмидесятых годов и 2010 года (СНВ-3), если есть желание – договориться можно.
Готовясь к дискуссии, а также в ходе обсуждений, я нашел немало интересного графического материала, которым можно поделиться. Весь он, разумеется, из открытых источников.
Первый слайд показывает грандиозность того поворота, который начался на наших глазах в середине 1980-х годов. С тех пор, прежде всего благодаря достигнутым при Горбачеве, Рейгане и Буше договоренностям по РСМД, СНВ и достратегическому ядерному оружию, сняты с вооружения и в значительной части ликвидированы буквально горы ядерного оружия. Оказалось, что безопасность можно обеспечить и без них. Конечно, глядя на этот график, невольно задаешься вопросом – а как получилось, что вроде бы разумные люди на протяжении послевоенного периода принимали решения, которые привели к появлению этих гор? Это большой и трудный вопрос, но, как мне кажется, основным фактором был механизм преувеличения угрозы другой стороны, причем иногда это было честное заблуждение, а иногда – беззастенчивое вранье. Историкам еще предстоит в этом разбираться.
Второй слайд показывает, что вопреки разговорам относительно ядерного оружия Китая и других стран львиная доля мировых «запасов» ядерного оружия по-прежнему приходится на США и Россию. Не случайно Трампу недавно пришлось отказаться от демагогического требования о подключении Китая к переговорам о ядерном оружии как условии продления договора СНВ-3. Более 93 процентов накопленного в мире ядерного оружия, как и прежде, принадлежит двум ядерным «сверхдержавам». Представить себе, что Россия и США не могут другими способами обеспечить свою безопасность, довольно трудно, но это часть их менталитета, и пройти оставшуюся часть пути к миру без ядерного оружия можно будет только тогда, когда этот менталитет изменится. А между тем ликвидация ядерного оружия является их обязательством по Договору о нераспространении ядерного оружия. Так что рано или поздно придется.
Третий и четвертый слайд – хорошая иллюстрация бессмысленности утверждений о том, что в результате наивности «простодушного Горбачева» полчища натовских войск и частоколы ядерных ракет нацелились на нашу родину. Ликвидация материального наследия холодной войны имела наиболее существенные положительные последствия именно для безопасности Европы и России как европейской страны. Сейчас в Европе осталось 150 (по другим оценкам не более 200) американских ядерных бомб для самолетов тактической авиации, не предназначенных для нанесения ударов по стратегическим целям и развернутых далеко от границ России.
А что было? Ответ на этот вопрос – на четвертом слайде. В 1971 году в Европе было развернуто 11 типов, а в 1987-м – 9 типов американских ядерных боезарядов. Просто загляденье – тут тебе и ядерные мины, и ракеты «земля – земля», и боеприпасы для двух типов гаубиц, и ракеты «земля – воздух», и противолодочные глубинные заряды… Все это ликвидировано или выведено из Европы.
Как писали в мои времена в МИДе, «сообщается для информации». Впрочем, российскому МИДу эти цифры и так должны быть известны...»