Ирина Мишина
Почему ситуация вокруг Братеевской поймы превратилась в скандал, вышедший за пределы Москвы? Для начала несколько фактов. Братеевская пойма Москвы-реки представляет собой уникальный биологический комплекс, в котором собрано беспрецедентное количество видов животных, птиц и растений, входящих в «Красную книгу». В пойме зарегистрированы шесть видов млекопитающих, 32 вида птиц, 17 видов насекомых, внесённых в "Красную книгу" Москвы. В Братеевской пойме растут 9 видов растений из "Красной книги". По разнообразию биологических видов с Братеевской поймой в какой-то мере могут сравниться лишь некоторые территории национального парка "Лосиный Остров".
Но скорее всего, обо всем этом мы скоро будем говорить в прошедшем времени. Редкие виды птиц покидают Москву. Печальный знак ...
В Москве уже исчезла самая большая колония чаек в городе. Рядом с природным заказником «Братеевская пойма» вовсю идет строительство. Заболоченную территорию, на которой жили редкие виды птиц и животных, засыпают, чтобы построить там электродепо и соорудить рядом с ТЦ «Южные ворота» складские помещения.
«В районе Братеевской поймы застройщики закапывали гнезда птиц прямо с яйцами птенцов под фундамент электродепо. Шум, поднявшийся в соцсетях, письма в Департамент природопользования и охраны окружающий среды Москвы, обращения ученых к мэру - всё это осталось без ответа. Сама пойма, где обитали «краснокнижные» виды животных, птиц и растений, сокращается, как шагреневая кожа. Оставленный под нее клочок земли выглядит как издёвка», - рассказывает «НИ» ведущий научный сотрудник биологического факультета МГУ, кандидат биологических наук Ксения Авилова.
Колония агрессивных крикливых чаек, как выяснилось, - это что-то вроде защитного барьера для фауны природного заказника. Они создают условия для безопасного гнездования других видов, среди которых - очень редкие. «Я живу в Капотне. Чайки и их крик всегда были для меня чем-то обычным, и я в своё время сильно удивился, когда узнал, что озёрная чайка занесена в "Красную книгу" Москвы. Дело в том, что эти птицы живут колониями, поодиночке гнездятся редко: сообща проще защитить кладки яиц и потомство. В пределах Москвы (даже в новых границах) колоний озёрных чаек всего около десяти. Среди них Братеевская - самая крупная, в ней более 1000 пар. Вместе с чайками из Братеевской поймы в случае ее разрушения и застройки скорее всего уйдут другие редкие виды птиц», - рассказывает экоактивист, член Союза охраны птиц России Кирилл Ивановский.
На днях он провел инспекцию в Братеевской пойме. Точнее, в том, что от нее осталось. Картина, которую описывает эколог, печальна: «Половина болота засыпана горами песка. Уток, кроме кряквы, мы не встретили. Но была совсем необычная находка - большая белая цапля. Птицы эти были полностью истреблены на большей части европейского ареала в конце 19-го - начале 20-го века из-за моды на шляпы, украшенные перьями. В Европе и Европейской России их колонии сохранились только в отдельных местах. Помимо белой, на большом открытом плёсе у подъездных путей электродепо "Братеево" были замечены также 9 серых цапель - птиц, совершенно нетипичных для города», - рассказывает экоактивист Кирилл Ивановский.
Все эти цапли скорее всего скоро уйдут из Братеевской поймы. То, что там сейчас происходит, едва ли оставит место для уникальной флоры и фауны. В Братеевскую пойму пришла застройка, бездумная и беспощадная. При этом московские чиновники в своих ответах на официальные запросы экологов и общественников уверяют, что никакой стройки в районе "Братеевской поймы" нет.
Вообще все, что произошло с Братеевcкой поймой за последние годы, предсказуемо и страшно.
Проект фаунистического заказника в Братеевской пойме был разработан еще в 2010 году и успешно прошел государственную и экологическую экспертизу. По этому проекту, заболоченная часть заказника, на которой селились редкие виды птиц и животных между депо «Братеево» и Бесединским шоссе, должны были полностью войти в состав природного заказника. «В эти места водили экскурсии, здесь проводили занятия экологические кружки школьников, там можно было вести уроки биологии, делать научные изыскания. Все это должно было стать частью особо охраняемого заказника. В плане разнообразия редких видов это самая ценная часть Братеевской поймы», - рассказывает ведущий научный сотрудник биологического факультета МГУ, кандидат биологических наук Ксения Авилова.
Но Заказник не создавали долгие годы. За это время за территорией с уникальными «краснокнижными» видами животных и растений никто не следил. Сюда нелегально свозили и сваливали мусор. А затем болото и вовсе было засыпано. Вместе с обитавшими там птицами и небольшими животными.
Коммерческие структуры,с согласия мэрии, реализовали на территории поймы три проекта, которые привели к деградации и уничтожению мест обитания охраняемых видов животных и птиц, а также к сокращению площади природного комплекса в целом.
Еще в 2014 году владельцами Торгового комплекса «Южные ворота» ( владелец — ООО МТК-Диалекс-1») произошел захват части территории природоохранной зоны, которая примыкала к их ТК. Там построили там странные сооружения желтого цвета — три огромных склада. При этом, строительство шло не только на землях планируемого заказника, но и на территории памятника природы у реки Городни (русло реки засыпали и прокопали новое, приток Городни Шмелёвку убрали в трубу у устья). На запрос экологов в 2018 году районная управа района Братеево ответила, что "не располагает информацией о зданиях". Позже они ответили, что "проведено обследование вышеуказанного водного объекта [реки Городни- прим.редакции], в результате производство работ не выявлено".
Также наша редакция располагает ответом из ОАТИ жительнице Москвы Наталье Черевко о том, что "фактов организации строительной площадки не выявлено". Однако, работы шли. Тайна их проведения проста: работы осуществлялись без положительного решения государственной экологической экспертизы, обязательной для проектов на особо охраняемых природных территориях.
Тем временем, памятник природы "Пойма реки Городни от Братеевской ул. до реки Москвы" упомянут в Постановлении Правительства Москвы № 383-ПП от 08.06.2004 "О памятниках природы в городе Москве", Законе города Москвы № 37 от 06.07.2005 "О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве" и обозначен на прилагаемой к этому закону схеме . Откуда у чиновников вдруг такая забывчивость? Всё просто: на самом деле никакого решения окружной комиссии на строительство обнародовано не было, зато в конце декабря 2018 г. пришёл ответ от Госинспекции по недвижимости, в котором говорилось: с 10 декабря 2018 г. с ООО "МТК-Диалэкс-1" был оформлен договор на размещение "погрузочно-разгрузочного кластера" на площади около 19 га. А это - всё или почти всё в пределах планируемого фаунистического заказника "Братеевская пойма". И частично - на территории существующего памятника природы у Городни. Первый склад появился между 2012 и 2014 годами, второй ( ради которого закапывали старое русло Городни на территории памятника природы) строили в 2017 г., а подготовка площадки для строительства последнего началось весной 2018 г.На все это департамент природопользования Москвы во главе с г-ном Кульбачевским стыдливо закрывал глаза и отрицал очевидное.
«Мнения граждан полностью игнорировались. Вообще, у граждан Российской Федерации сегодня нет никаких прав в части отмены градостроительных проектов и застройки. В случае с Братеевской поймой мы проводили общественную инспекцию от Росприроднадзора. На особо охраняемых территориях строить запрещено по закону. Перед тем, как возводить какие-то сооружения рядом, они должны пройти ОВОС — оценку воздействия на окружающую среду. В случае с Братеевской поймой ничего этого не произошло», - сообщил «НИ» инспектор Росприроднадзора, юрист Дмитрий Легошин.
Строительство складов для ТК «Южные ворота» на территории Братеевской поймы — это еще не всё. Там же московский метрополитен решил построить электродепо «Южное». Проект его размещения на территории Братеевской поймы появился еще в 2014 году. Мотивировали это тем, что для "зелёной линии" метро нужно новое депо, мощностей прежнего, дескать, не хватает. В этой связи и появился проект, где новое депо должно расположиться вплотную к существующему. Часть материалов проекта планировки поймы можно посмотреть здесь: проект планировки не был единственным, но выбор остановили почему-то именно на нем. Варианты размещения — со стр.30. В заключении экспертов открыто говорится: строительство этого депо "приведет к гибели объектов охраны флоры и фауны". Зато по заключению метрополитена, он - приоритетный.
«Если бы строили отдельное депо севернее Городни, восточнее братеевской застройки, "съели" бы часть пойменных лугов. Площадь, занятая лугами в пойме намного больше. Если бы метростроители выбрали такой путь, это вряд ли имело бы катастрофические последствия для ласок, куропаток, коростелей, луговых чеканов и других животных, которые там обитают. А новое строительство на болоте приведет к тому, что насыпь депо почти сомкнётся с насыпью "Ашана" на противоположной стороне. От болота останутся два маленьких открытых участка плюс затопленный лес чуть южнее. Понятно, что столько чаек уже не сможет гнездиться на сократившейся площади. Спокойных укромных мест у животных и птиц станет меньше. Значит, размножаться они перестанут. Многие редкие виды, скорее всего, покинут это место », - считает эколоактивист Кирилл Ивановский.- «Когда мы были там в последний раз, большая часть отведённого под строительства депо участка уже была засыпана песком. Несколько рабочих возводили вокруг насыпи забор из профлиста», - добавляет эколог.
Но и это был не последний удар по Братеевской пойме. В 2017-18 годах прибрежную часть поймы мэрия включила в государственную программу "Развитие городской среды на 2012-2018 годы" и объявила тендер на "комплексное благоустройство и озеленение", хотя это является нарушением Закона города Москвы №48 ( работы на землях, предназначенных для образования ООПТ). Обустроили спортивно-развлекательный парк с бейсбольным стадионом, спортивными и детскими площадками, кафе и летним кинотеатром. Кроме новых дорог в пойме появились автомобильные парковки, их площадь - примерно 2 га. На месте небольшого болотца с густой растительностью устроили искусственный пруд, дно и берега которого голые, выложенные щебнем. «Когда в 2018 году проводились эти работы, я жаловался в прокуратуру. Обращения в конечном счёте были перенаправлены в Департамент охраны природы и защиты окружающей среды, а также в Префектуру ЮАО. Однако аргументы о запрете проектирования на планируемых Особо охраняемых природных территориях, угроза редким видам - все это было попросту проигнорировано. Из московского природоохранного ведомства пришла какая-то бессмысленная отписка", - рассказывает член Союза охраны птиц России Кирилл Ивановский.
Финал этой истории выглядит особенно издевательски. 6 февраля 2019 года наконец-то вышло постановление» Об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения «Фаунистический заказник Братеевская пойма».
Если сравнить с первоначальным проектом 2010 года, территория заказника значительно урезана. Участок болота площадью 12 га к западу от электродепо "Братеево" (то, что надо охранять в первую очередь) в границы ООПТ не попал - на нём как раз и собираются строить депо "Южное". Территорию, занятую незаконно построенными складами, тоже вырезали из территории природного заказника.
Как сообщил редакции член Союза охраны птиц России Кирилл Ивановский, в другом томе с материалами проекта планировки поймы под депо 2014 г. даются предложения по корректировке границ природного заказника. Среди выводов есть следующий: «В качестве компенсации потери биологического разнообразия целесообразно предусмотреть выявление и создание территорий с благоприятными условиями для переселения и дальнейшего обитания видов водно-болотного орнитологического комплекса в Москве и в ближайшем Подмосковье».
Где и как чиновники собираются «компенсировать» это биологическое разнообразие, не понятно. Очевидно, написавшие эти строки «специалисты» считают, что редкие виды птиц будут вить гнезда рядом с кафе и ресторанами, вблизи парковок, у депо «Южное», а вблизи ТК «Южные ворота» заведутся белые цапли. Или, как в диснеевском мультфильме, отправятся на поиски лучшей жизни сами, подальше от московской мэрии и подчиненному ей Мосприроды.
Люди, составляющие такие планы, видимо, крайне далеки от экологического законодательства. Кстати, это законодательство было нарушено еще до Постановления об образовании ООПТ регионального значения «Фаунистический заказник Братеевская пойма». Согласно российскому природоохранному законодательству, помимо правовых норм, связанных со статусом ООПТ, редкие виды подлежат сохранению и сами по себе. Это закреплено в ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, ст. 60 ( деятельность, ведущая к сокращению численности растений, животных и других организмов, занесённых в Красные книги, и ухудшающая среду их обитания, запрещается), в ФЗ №52-ФЗ "О животном мире", который гласит, в частности в своей ст. 24: "Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в "Красные книги", не допускаются". Противоречит это и Положению о "Красной книге" г. Москвы, п. 10.1: "Действия, прямо или косвенно ведущие к гибели, сокращению численности или нарушению местообитаний объектов животного и растительного мира, занесенных в "Красную книгу" города Москвы, запрещаются".
Также любое строительство на территориях, примыкающих к Особо охраняемым природным территориям, должно пройти ОВОС — экспертную оценку воздействия на окружающую среду. Строительство на территории ООПТ законодательно запрещено. Напомним, что ответственность за нарушение всех перечисленных законодательных норм несет в первую очередь департамент природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы во главе с Антоном Олеговичем Кульбачевским.
Печально и другое. В Москве один за другим уничтожаются естественные природные территории и ландшафты со сложившимися экологическими и биологическими системами. «Ну вот сделали в Братеевской пойме ООПТ, но при этом на маленькой площадке, со всех сторон окруженной ангарами, депо, ТЦ. На столь малых площадях, отведенных для природного заказника «Братеевская» редкие виды животных и птиц, которые там раньше обитали, не приживутся, - считает ведущий научный сотрудник биологического факультета МГУ Ксения Авилова. - Вообще, город на глазах теряет все свое природное богатство, превращаясь в совокупность плиточных площадок с посаженными чахлыми деревцами, которые к зиме приукрасят фонариками. Биологическое разнообразие московских заказников становится все более бедным», - считает ученый.
Действительно, за последнее время многие особо охраняемые природные территории Москвы понесли существенный ущерб. В национальном парке «Лосиный Остров» на северо-востоке Москвы планируют вырубить сотни тысяч деревьев ради строительства восьмиполосного дублера Щелковского шоссе, шестиполосной Северо-Восточной хорды, жилого комплекса «Сказочный лес» и торгового центра. Планируется, что из парка будет изъято как минимум 140 гектаров земли, включая 54 га лесных насаждений. Соответствующий проект постановления федерального правительства сейчас находится на рассмотрении. Мневниковская пойма подвергается агрессивной застройке, ООПТ «Природный заказник Долина реки Сетунь» может оказаться частью парковки многоэтажки, которую возводят в нескольких метрах от заказника вопреки протестам жителей, сходам с участием депутатов и многочисленным петициям.
Когда сопоставляешь все эти факты, охватывает чувство безысходности. Есть ли смысл бороться с системой? «Смысл есть, и это исключительно правовой путь. Необходимо срочно дать правовую оценку действиям тех, кто разрешает урезать Особо охраняемые природные территории и природные заказники. Чиновники не отвечают на письма и запросы или отделываются бессмысленными отписками. Значит, надо апеллировать к законам, которые они нарушают и идти в суды, в прокуратуру. Есть нарушение закона — решение должно быть отменено. И тут есть положительные примеры. В районе Покровское-Стрешнево Прокуратура признала строительство ЖК на природоохранной территории незаконным, а в Гольяново , в пределах Лосиного острова, также было отменено решение застройщика. В случае с Братеевской поймой мы проводили инспекцию от Росприроднадзора, я был в ее составе. Перспектива в борьбе за Братеевскую пойму есть. Но это дело — из разряда трудных. », - считает инспектор Росприроднадзора, юрист Дмитрий Легошин.
По словам Дмитрия Легошина, все обращения к мэру и руководителям департаментов правительства Москвы адресаты вообще не читают."Был случай, одна активистка обратилась по поводу незаконной застройки в природоохранной зоне лично к Марату Хуснуллину. Она специально пришла на одно из неофициальных мероприятий, где он присутствовал. Речь шла об обращении к нему с тысячами подписей москвичей. Но г-н Хуснуллин ответил, что он понятия не имеет об этом обращении, не читал его и посоветовал общаться "по такому вопросу" с его помощниками. "И все же необходимо использовать все методы воздействия на чиновников: добиваться личных встреч с ними, приёмов, приводить все аргументы и факты нарушения законов. Не поможет - идти в суды и добиваться мер прокурорского реагирования" , - считает инспектор Росприроднадзора.
Стоит заметить, что региональные суды и прокуратуры редко идут на конфликт с местными органами власти. Москва в данном случае - не исключение, а скорее показательный пример. Поэтому единственный выход в данном случае - подавать исковые заявления в вышестоящие инстанции, вплоть до Верховного суда и ЕСПЧ. Похоже, это единственный путь защитить наше национальное достояние.