Улететь под землю... Поселок Кокошкино стал поперек дороги у "Самолета"

6 августа 2020, 18:28
Дачный поселок Кокошкино – очередная горячая точка на карте Новой Москвы. Согласно проекту планировки территории, новая трехполосная трасса разрежет поселок пополам, под снос пойдут 40 частных домов. Жители негодуют: дорога отнимает у некоторых из них единственное жилье

Людмила Бутузова

Месяц назад Москва отмечала скромную дату - 8 лет со дня присоединения к столице новых территорий, увеличивших ее размеры в 2,5 раза. Напомним, в своем нынешнем виде на северо-востоке Москва граничит со старой территорией города, на юго-западе — с огородами Калужской области, с остальных сторон окружена небольшими деревнями и землями сельхозназначения Московской области. Площадь Новой Москвы— 1480 квадратных км, на момент присоединения там проживало менее 250 000 человек.

На новых территориях в ТиНАО планировалось построить 14 млн кв. метров жилья. Всего же потенциал Генплана составляет 56 млн кв. метров. Новая Москва, по замыслу проектировщиков, должна создать 1 млн новых рабочих мест и обеспечить жильём 2 млн человек. (К сегодняшнему дню создано 100 тысяч рабочих мест, их суммарное количество достигло 185,6 тысяч – НИ). Население Новой Москвы за восемь лет выросло в два с половиной раза и составило 573 тысячи человек.

Тем, кто боялся «понаехавших мигрантов», мэр Собянин ответил, что зря они боялись - большую часть квартир – 63% - покупают москвичи ( в 2013-ом таких насчитывалось всего 18%). «Немалые страхи были у дачников и садоводов, - отметил мэр, - но никто их не тронул». Наоборот, за это время привели в порядок подъездные пути к товариществам, более двух тысяч участков получили газ, благоустроено 12 парков, два сквера, три зоны отдыха, 90 детских и спортивных площадок. Короче, живи и радуйся, что Москва пришла и никого не тронула.

По иронии судьбы, а лучше сказать – по сложившейся в московских верхах традиции, говорить одно, а делать другое, буквально через две недели после онлайн-конференции вождей, на «Активном гражданине» выставили на обсуждение проект благоустройства дачного поселка Кокошкино. Жители, узнавшие об том случайно и чуть ли не под конец «обсуждения», забили тревогу: главный элемент благоустройства – трехполосная дорога к железнодорожной станции - рассечет поселок надвое, 40 частных домов уйдут под снос.

«МОЮ ДАЧУ ХОТЯТ СНЕСТИ! – оповестила соседей в «домашнем» чате поселка Alina Petrovich, успевшая ознакомиться с проектом и прийти в ужас от того, что предстоит пережить. – Почему это важно для всех? Если снесут мой дом и несколько других улиц (как сейчас планируется), то в планах снести и весь поселок к 2030 году. А параллельно возьмутся за Новую Москву. И это лишь вопрос времени, когда будут методично сносить весь частный сектор, то есть дачи во Внуково, Толстопальцево, Крекшино (уже начали). Я разговаривала вчера с людьми из посёлка, ходила по домам. Некоторые люди только строятся, буквально в прошлом или в этом году купили недвижимость! Продали квартиры в Москве, чтобы жить в частном доме круглый год! Они не знали, что их дома под снос, как и я несколько дней назад! Уже не говорю о пожилых людях, и о беременной матери-одиночке, которая в следующем месяце рожает второго, до которых тоже дела нет. Еще некоторые семьи живут уже пятое поколение в Кокошкино, и их просто хотят выкинуть неведомо куда. О предполагаемом сносе моего дома мне сообщили соседи, кто-то первый узнал случайно, наткнувшись на голосование на «Активном гражданине», мы передаем информацию друг другу, потому что ни власти, ни администрация никого не предупреждали».

Местные власти, как водится, либо знать ничего не знали, либо им велено было помалкивать, чтобы до поры до времени не будоражить людей. Во всяком случае, когда Кокошкино всем скопом атаковало и.о. главы администрации поселения Сергея Молчанова, ничего внятного он им не сказал, «официальную» позицию изложил в чате:

«Уважаемые жители Кокошкино! Сложилась непростая ситуация вокруг планировки территории вдоль Киевского направления Московской железной дороги, с учетом строительства дополнительных путей и развития железнодорожной инфраструктуры на участке от Киевского вокзала до остановочного пункта Апрелевка. Сегодня провели межведомственное совещание по этой̆ теме. Поддерживаю предложение депутата Мосгордумы Валерия Головченко и главы нашего поселения Евгения Сорокина, готов с завтрашнего дня встречаться персонально с каждым, чью территорию затрагивает этот проект. Интересы людей всегда на первом месте».

Немощная местная власть, которой мэрия оставила единственную функцию – служить если не громоотводом, то «мальчиком для битья», сделала все, что в ее силах, - отписалась и пообещала внести на «Активном гражданине» собственные критические замечания к проекту. Одобрительных замечаний там и нету – все, кто с грехом пополам прорвался на сайт и сумел там зарегистрироваться, пишут одно и то же – «оставить частный сектор поселка в его текущем состоянии», « организовать дороги и маршруты общественного транспорта в обход поселка Кокошкино», «не допустить сноса и изъятия земель в частном секторе». Но что-то подсказывает жителям: для «Активного гражданина» вся критика и протесты - что мертвому припарки. Организаторы даже отвели на обсуждение всего десять дней вместо положенного по закону месяца и предупреждать поселок не стали, потому что, похоже, заранее знали: обреченного молитвами не воскресить, поэтому и ломать комедию незачем.

Люди вынуждены участвовать... Татьяна Любимова: « Предложенный проект нас категорически не устраивает. Расширение дорог и увеличение пассажиропотока убьет зеленую зону частного сектора, который, по сути, служит местом отдыха для многих людей. И что? Все в Кокошкино понимают, что дорога строится не для них, им и своей поселочной предостаточно, а строится она для будущих жителей новостроек, чтобы обеспечить их подвоз к станции Санино, которую тоже возводят для чужого удобства, ломая привычную жизнь аборигенов».

Не повезло Кокошкино по двум причинам. Во-первых, это очень вкусное место. Дачный посёлок расположен в 17 км к юго-западу от МКАД, между Киевским и Минским шоссе, в 7,5 километрах от аэропорта «Внуково». До 1 июля 2012 года входил в состав Наро-Фоминского района Московской области – вполне себе земледельческого, пусть и заросшего бурьяном. Сколько раз этот бурьян переходил из рук в руки, и кто его хранил как ценный строительный актив, - одному богу известно. Во-вторых, в феврале этого года поселок достался девелоперской группе «Самолет». Об этом рассказали Банки.Ру. В сообщении говорится о том, что Сбербанк профинансирует возведение первой очереди жилого комплекса «Новое Внуково» в поселке Кокошкино. Комплекс состоит из восьми монолитных 12-этажных домов и будет реализован за два года.

Позднее о том, что «Самолет» приобрел 165,03 га в Новомосковском административном округе в 15 км от МКАД по Киевскому шоссе, сообщал “Ъ” со слов представителя в самой компании. Там не стали называть продавца актива, но уточнили, что после согласования с властями Москвы на участке планируется построить до 2040 года около 1,3 млн кв. м жилья, коммерческой недвижимости и социальных объектов.

В сообществе Кокошкино эти газетные новости активно обсуждалась. В том плане – «Ну куда еще строить? Нераспроданное жилья – миллионы квадратных метров, в первый месяц самоизоляции продажи вообще рухнули…» О том, что купленный «Самолетом» участок находится вплотную к поселку тоже, конечно, видели, но то, что Кокошкино станет проходным двором, а людей погонят из собственных домов – до этого апокалипсиса фантазии тогда не простирались. Позже вспомнят много чего. По словам жителя Алексея Волчкова, куратор ТИНАО Жидкин еще в 2018 году говорил людям, , что «через 3-4 года вы свое Кокошкино не узнаете, и транзит по частному сектору, против которого вы сейчас выступаете, покажется вам детской шалостью». На собрании в администрции Кокошкино выяснится, что и глава Молчанов еще в феврале знал, какие «шалости» ожидают Кокошкино, но помалкивал.

- Я лично ему задала вопрос: знал ли он о проекте жилого комплекса «Самолета» и о строительстве дороги, - рассказывает Алина Петрович. – Оказывается, знал, но - «я не знал, какие конкретно дома будут сносить и где будет дорога, это было только в планах, поэтому не сообщал». Наш депутат в Мосгордуме Валерий Головченко тоже был как бы не в курсе и сейчас «возмущен».

Посты депутата Головченко в Фейсбуке полны извинений перед жителями «за ошибки, допущенные исполвластью при информировании жителей о таких значимых для каждого дома событиях» и обещаний «в случае изъятия даже одного метра собственности добиваться условий, выгодных для людей», и - только по рыночной стоимости». Люди не очень-то верят этим обещаниям, больше похожим на прощальный привет, и отвечают взаимностью. Irene Golichenkova: « Валерий, добрый день! Почему Вы использовали фразу "будем добиваться выгодных условий для жителей"? Мы, граждане России, выбираем депутатов для того, чтобы жизнь россиян, всех без исключения, улучшалась, а не ухудшалась, чтобы наши права соблюдались, чтобы наша собственность не изымалась варварскими методами, в угоду получения прибыли узкому кругу людей. Просим Вас отстоять наши права, сохранить нашу природу, наши дома и участки. Есть масса свободных земель между Киевским и Калужским шоссе, где можно реализовать свои амбиции «Самолёту» и не только ему, протянуть туда МЦД, создать парки и подобные оазисы. С уважением, ваш электорат.»

Возможно, жители Кокошкино слишком требовательны к своему депутату, и он добьется чего-то раньше, чем их сгонят с места, - например, «совещания с Москомархитетурой для внесения разъяснений по текущим проектам планирования территории», но чего стоят эти совещания люди тоже знают.

- Нас уверяют что ничего страшного не происходит, - пишет Анна Александрова. – Это для кого как! К нам в поселок пришла огромная беда в виде застройщика "группа компаний Самолет". В их планах застройка полей между Кокошкино и Незнайкой и Кокошкино - Санино. В их планах - возвести на данной территории жилой комплекс на 25 ТЫСЯЧ ЖИТЕЛЕЙ !!! Что почти в 2 РАЗА больше численности населения поселка на данный момент !!! Чтобы обеспечить транспортную доступность данного микрорайона планируется прокладывать дороги через историческую зеленую часть поселка - частный сектор, а именно по улицам Сентябрьская, 1-я Октябрьская, Горького, путем сноса домов и изъятия земельных участков. Нас хотят разделить дорогами и вовсе уничтожить посёлок. У нас много земель, выданных ветеранам, некоторые из них живы, и это их единственное жильё. Есть бумаги, подтверждающие, что государство выдавало им земли за заслуги. У нас прекрасная природа, на пруду утки, белки, ежи, соловьи и свиристели... Вековые дубы обрамляют наш посёлок. Они хотят и экологию погубить - зелёные лёгкие города. Говорят, проект правительственный, но нарушений в нем немало по отношению к собственникам. Люди узнали о беде самостоятельно – даже в этом мы своему государству не нужны».

Странно, с чего они взяли, что проект правительственный? Похоже, обыкновенный, шкурно-коммерческий, где правительство Москвы если и присутствует, то только для того, чтобы не упустить свой интерес. ГК «Самолет» — просто один из крупнейших девелоперов жилья в Московском регионе. Портфель компании превышает 12 млн кв. м. Главные акционеры — миноритарий «Русской аквакультуры» Михаил Кенин и бизнесмен Павел Голубков. Кроме того, совладелец одной из компаний группы - «Самолет две столицы», - которая строит в Москве и Санкт-Петербурге,— Максим Воробьев, брат губернатора Московской области Андрея Воробьева, который в свое время без слов уступил столице 148 кв. км областной территории. В «Двух столицах» Максиму Воробьеву принадлежит доля 25% и бесценный опыт по пристраиванию бывших подмосковных земель в надежные руки. Излишне говорить, что при таких возможностях не составит труда протащить проект дороги хоть по дачным огородам, а хоть и по головам самих дачников. Москве, не жалеющей бюджетных средств на благоустройство, вообще, а на развитие присоединенных территорий, особенно, такая операция тоже выгодна. Можно вкладываться до бесконечности, облагораживая, расширяя и углубляя. Смешной, но показательный пример в тему: 30 июня 2017 года в поселении Кокошкино был открыт новый путепровод над железной дорогой. Для защиты дачников от шума установили шумозащитные экраны. «Хорошая дорога, всех поздравляю»,— сказал Сергей Собянин при приёмке дороги. На следующий день 1 июля 2017 года ограждения путепровода упали в том месте, где мэр Москвы их принимал. Операцию повторяли несколько раз –эффект тот же.

Другой вопрос: а что поимеют жители 40 домов, если на них сразу с двух сторон наедут «Самолет» и трехполосная дорога?

- Останется только по миру идти, - заявила «НИ» девушка Ирина, наотрез отказавшаяся называть свою фамилию из боязни, что ее вычислит начальство, и за дом вообще ничего не заплатят. - В сентябре 2018 года власти Москвы умышленно, не афишируя процедуру, снизили кадастровую стоимость земли и недвижимости. Думаю, это сделано для того, чтобы уменьшить компенсацию собственникам по сносу в несколько раз. У меня есть доказательства, что экспертиза была проведена лукаво. По госэкспертизе, кадастровая оценка моего дома – 4,5 млн. рублей, ее делали 10 сентября. Не зная об этом, я заказала независимую экспертизу – этого потребовал банк, так как у нас была сделка по ипотеке. Через два дня, 12 сентября я ее получила. Кадастровая оценка дома- в три раза больше. Такой разницы в цене просто не может быть. У меня двухэтажный дом, площадь более 100 квадратных метров, а госэкспертиза оценила его как собачью конуру. Пригляделась: там даже высоту потолков написали 1 метр. Когда пошли разговоры, что нас снесут, я стала рассматривать карты поселка. Когда смотришь аэрографическую, у нас на въезде в Кокошкино один маленький пруд и второй, большой, - в центре поселка. На картографическом изображении большой пруд загадочным образом исчез из поселка. Еще факт. Когда просматривали стоимость наших участков и пустого поля, где будет строиться «Самолет», то почему-то пустое поле без коммуникаций, без насаждений, без озера и без какого-либо комфорта оказалось в 10 раз дороже нашей земли. А у нас участки, особенно те, что оказались под снос или близко к будущей трассе, упали в цене в несколько раз. В предыдущие годы шли на уровне десятков миллионов рублей, а в 2018 году – резко, раз – и 1 млн 600 тысяч, 2 миллиона, 3. У одной женщины из нашей инициативной группы земля упала с 6 миллионов до 600 тысяч. И куда мы с этими деньгами? На них даже однокомнатную квартиру не купишь. А у нас с мужем двое детей, больные родители, ипотека до 2039 года…

Куда идти подсказал жителям автор «Новых Известий», адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев.

- Есть одно «но», которое снижает восторг от чиновничьей ловкости,- заявил он. С 1 января 2020 года закончился переходный период, который длился с 1 января 2017 года и позволял пересматривать и оспаривать результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости, руководствуясь нормами двух законов «Об оценочной деятельности в РФ» (№ 135-ФЗ от 29.07.1998 г) и «О государственной кадастровой оценке» (237-ФЗ от 3.07.2016 года). Теперь для проведения кадастровой оценки объектов недвижимости действуют новые правила. Основанием для пересмотра являются либо установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, либо недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Теперь оценка и оспаривание ошибочной кадастровой стоимости проводятся только по Закону о кадастровой оценке, принятому в 2016 году. Данный закон установил единство методологии, непрерывную актуализацию сведений, которые необходимы для определения кадастровой стоимости, открытость и независимость процедур оценки на каждом этапе, проверяемость результатов определения кадастровой стоимости и их экономическую обоснованность. Что касается возможных планов по изъятию собственности - этот вопрос всегда решается в суде, и собственник вправе представить отчет о независимой рыночной оценке недвижимости. У властей есть желание манипулировать кадастровой оценкой, то приближая, то отдаляя ее от рыночной стоимости. Но это не всегда удается, так как сложно настроить механизмы кадастровой оценки на ручное управление. Так что - в суд и только в суд за свое правое дело.

Пока Кокошкино надеется побороться за правое дело мирным путем. Коллективные петиции против ненавистной дороги направлены по всей вертикали снизу вверх- от главы поселения до главы государства. Среди подписантов практически все взрослое население (всего в Кокошкино 18 900 человек). Ну должна же эта вертикаль понять, что если сегодня не отстоять Кокошкино, завтра у детей не останется родового гнезда, и о поселке, застроенном человейниками, им будет напоминать только запись в паспорте.

Редакция "Новых Известий" отправила запрос в мэрию, но ответа не получила, поэтому мы просим мэра Москвы взять ситуацию под контроль и поручить подведомственным структурам рассмотреть иные варианты планировки территории, с учетом интересов жителей поселения Кокошкино, соблюдения их прав на благоприятную окружающую среду и гарантированную Конституцией РФ неприкосновенность частной собственности.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Юрий Петров, эксперт Института демографии, миграции и регионального развития:

- Для города создание Новой Москвы не имеет никакого смысла. Кому нужны огромные массивы жилья, стоящие посреди поля с одной школой и одним детским садом без офисных и торговых площадей, — без всего, что можно считать в принципе городом — без общественных пространств. Даже если проектировщик говорит, что есть общественные пространства, то их, как правило, нет. Есть поляна, на которой никогда никого не бывает, потому что у людей нет времени.

Новая Москва — удачный коммерческий проект. Сейчас идёт постепенный процесс законодательного перевоплощения этих территорий в территории Москвы, только запускается процесс зонирования природных и охранных зон — можно смело вырубать и застраивать. Очень удобно, с точки зрения девелоперов, что местные муниципалитеты потеряли возможность влиять на эти территории. Теперь девелоперы ведут диалог не с муниципалитетом, а с федеральной властью. Если федеральная власть дала добро, никто муниципалитет спрашивать не будет.

Итогом этой бездумной политики стало разрастание территории города (Новая Москва просто как показатель) и превращение Москвы в такой гипер-мегаполис, который, по большому счету, уже начинает выполнять абсолютно разрушительную роль по отношению к стране в целом. В доктрине "размосквичивания", с которой несколько лет назад выступил наш коллега писатель Юрий Крупнов, очень четко и ясно прописаны негативные последствия усиления Москвы, это, в том числе, и опустынивание территории страны, когда людей выталкивают из деревень в малые города, из малых городов – в большие города, в Москву и дальше – за рубеж. И в данном случае, эта внутренняя миграция в Москву начинает разрушительный процесс. Да, можно вообще почти все население страны разместить внутри Москвы, расширив ее, и это будет даже как-то сносно. Но мы окончательно потеряем все пространство России как уникальный ресурс. Поэтому не Москва виновата в чем-то, а виной всему неправильные управленческие решения.

#Москва #Новости #Дачи #Город #Мэрия Москвы #Строительство
Подпишитесь