Posted 6 августа 2020, 09:06

Published 6 августа 2020, 09:06

Modified 7 марта, 14:49

Updated 7 марта, 14:49

Американские войска выходят из Германии, но атомные бомбы остаются

6 августа 2020, 09:06
Американский министр обороны Марк Эспер объявил о сокращении американского контингента в Европе. 12 тысяч военнослужащих покинут Германию. Так Дональд Трамп решил наказать Ангелу Меркель рублем, или евро – за НАТО и за Россию.

Елена Иванова

Еще три года назад Дональд Трамп на саммите НАТО в Брюсселе говорил о «нечестном» распределении военных расходов среди членов альянса. «Недобрые немцы» зарабатывают больше всех на экспорте, но не тратят на оборону. И грозил различными карами.

Действительно, в 2014 году было принято решение, что все партнеры должны отчислять 2% ВВП на военные нужды. Доля оборонных расходов в Германии не дотягивала и до 1,3%. Собственно, немцы никогда не хотели платить 2%, и на саммите 2014 года еще при президенте Обаме они предлагали увеличение оборонных расходов «в направлении 2%» до 2024 года. Через два года изнурительных позиционных боев с американцами канцлер Меркель объявила, что Германия доведет военные расходы до 1,5% ВВП в 2024 году и до 2% в 2030 году. Но это не помогло. На экономическом фронте между трансатлантическими партнерами тоже все время искрит. Сначала Трамп возмущался, что внешнеторговый баланс между Европой и США показывает, что европейцы продают в Америке больше, чем покупают. Немецкие «Мерседесы» и БМВ были для американского президента бельмом на глазу. И неважно, что оба концерна выпускают продукцию в США и создают тысячи рабочих мест. С падением цен на нефть и газ открылась новая линия фронта – «Северный поток-2». Американцы пытаются всеми силами предотвратить завершение проекта. Оно и понятно – их американский сжиженный газ дороже трубопроводного. Немцы сопротивляются, американцы давят. Уговоры сменяются санкциями, потом угрозами, потом призывами верности альянсу и ценностям западного мира. Пока правительство Меркель не сдает позиции. Но это упрямство страшно нервирует американского президента.

И вот министр обороны США представил новые планы Вашингтона по сокращению контингента как новую стратегию американского присутствия в Европе. Это поможет усилить НАТО и лучше сдерживать Россию, рассказал Эспер. Но его начальник в Белом Доме практически одновременно оповестил об истинных причинах маневра: «Германия нам должна, она годами использовала США,»- написал Трамп. Теперь он это исправляет.

Из 35 тысяч военнослужащих, размещенных в Германии, в стране останутся 23 тысячи. 6400 вернутся в США, 5500 будут размещены в других странах НАТО. Уже объявлено, что полторы тысячи американских GI продолжат службу в Польше, чему поляки несказанно рады. Во-первых, военные базы выгодны с экономической точки зрения. Это новые рабочие места, новая инфраструктура. Во-вторых, это более тесный контакт в лидером западного мира, который дает ультраконсервативному правительству Польши косвенную поддержку в европейских делах. Польские консерваторы и их серый кардинал Качински - не самый лучший друг Ангелы Меркель с ее политикой открытости. Полякам куда ближе новая американская стратегия «America first». Да и между Германией и Польшей есть новая тема – многомиллиардная компенсация, которую поляки хотят получить за вторую мировую войну. Так что Трамп весьма продуманно ведет свою партию в Европе – «разделяй и властвуй», как говорили древние римляне.

Немецкие СМИ произносят то, что не решается произнести политический класс страны: США перестали быть союзником Германии и видят в ней и ее канцлере нового противника. Ведь помимо вывода войск, американская администрация решила вывести из страны и все командные структуры: переместить из Германии штаб-квартиру европейской группировки и войск спецназначения в Бельгию, а штаб африканской группировки - в Италию.

Конечно, Германия не тратит положенных 2% процентов ВВП, но и Бельгия, и Италия тратят еще меньше: бельгийцы не дотягивают и до 1% - 0,93% от ВВП, у итальянцев дела обстоят чуть лучше: их показатель 1,22%.

Дональд Трамп, в отличие от своего предшественника президента Обамы – совсем не друг Ангелы Меркель. Он видит себя защитником американцев, она выступает за открытый мир. Он больше бизнесмен, она – интеллектуалка. Для него паблисити – это и есть его политическое «я», она отказывается приехать на G-7 в Кемп-Дэвид посреди эпидемии короны, и пропадает такой важный в предвыборный период информационный повод для американского президента.

Поэтому немцы воспринимают вывод войск как «ответку». Американцы и сами дают повод так думать. Министерство обороны заявило, что вывод начнется «в ближайшие недели». В это никто не верит. Многомиллиардный проект займет месяцы и годы. А если после ноября 2020 года американского президента будут звать не Дональд Трамп, а Джо Байден, но эти планы очень могут заморозить, думают в Берлине.

Остается еще одна тема, меньше известная широкой публике. В Германии на американской военной базе Бюхель хранятся, по сведениям Стокгольмского института мира SIPRI, до 20 атомных зарядов. В случае возникновения конфликта бомбы доставят к цели немецкие летчики. Для их использования потребуется согласие канцлера. Такая стратегия была разработана во времена холодной войны. В мае в бундестаге развернулись дебаты, нужно ли Германии ядерное оружие. По сравнению с 1750 американскими и 1600 российскими ядерными зарядами – 20 бомб – это капля в море. Но политический класс разделился во мнениях, независимо от партийной принадлежности. Фракция ХДС/ХСС говорит об «ультимативной гарантии безопасности», которая необходима Европе. Министр иностранных дел, социал-демократ Хайко Маас считает, что ядерное оружие на территории Германии позволяет оставаться ей в кругу избранных и влиять на процессы разоружения.

Директор „Nuclear Information Project“ Ханс Кристенсен возражает: «Кто когда слушал Германию? Приведите примеры. Я таких не знаю.» И называет несколько договоров, которые расторгли американские союзники, даже не спросив других членов НАТО: Иранская ядерное соглашение, договор об уничтожении ядерных ракет ближнего и среднего радиуса действия наземного базирования, договор «Открытое небо». Кристенсен говорит: «Американцев действительно не интересует мнение союзников».

Специалисты по безопасности говорят о том, что ядерное оружие как мера устрашения – неверный ответ на угрозы из России. Ульрих Кюн из гамбургского института исследований вопросов мира и политики безопасности считает, что реагировать нужно на совсем иных уровнях: «Уровень угроз, исходящих от России, намного выше в области обычных вооружений. Например, на Балтике Россия значительно превосходит НАТО именно в них.» Эксперты видят, как США стремится самостоятельно определять свою ядерную стратегию, никого не спрашивая. С конца 2019 года американцы оснастили свои подводные лодки ракетами с «малыми» ядерными зарядами. Это записано в новой американской ядерной концепции: « Использование ядерного оружия для сдерживания не требует согласия либо участия третьих стран, где оно располагается», - записано в "Nuclear Posture Review", программе, принятой в 2018 году.

Эксперты требуют от политиков не дебатировать о расходах на новые самолеты, несущие атомные бомбы, а вернуться к ключевым вопросам – нужно ли Германии ядерное оружие. Велика вероятность ошибки, аварии или намеренного использования. Если в первом акте ружье весит на стене, то в третьем оно выстрелит, убеждены эксперты.

.

Подпишитесь