Не так давно социолог Алексей Захаров опубликовал очень познавательный сравнительный обзор общенациональной узнаваемости Хабаровского протеста по результатам опросов Левада-центра:
«Цифры очень обнадеживающие. Большая часть россиян в курсе, и сочувствуют протестующим:
Знаете ли вы о протестных акциях, проходящих в Хабаровском крае в связи с арестом губернатора Сергея Фургала?
Внимательно следите за тем, как развиваются события - 26%
Что-то слышали об этом - 57%
Впервые слышите об этом - 16%
Как вы относитесь к людям, вышедшим на эти акции протеста?
Скорее положительно - 45%
Нейтрально, безразлично - Хабаровск 23%
Скорее отрицательно, негативно - 17%
Затрудняюсь ответить - 11%
Для сравнения, московские протесты прошлого лета были менее заметны (внимательно следили 16%, что-то слышали 47%), и к ним заметно хуже относились (положительно 23%, нейтрально 45%, отрицательно 25% [2]). Заметность прошлогодних событий в Екатеринбурге, Ингушетии и Шиесе была еще ниже (41%, 74% и 65% опрошенных о них ничего не слышали). Делегитимизировать хабаровский протест - более сложная задача для Путина, и пока не понятно, как он будет справляться...»
Другой социолог, Сергей Ерофеев объясняет, что на самом деле происходит в Хабаровске в последние дни в условиях почти полной информационной блокады со стороны государственных СМИ:
«Освещение будней протеста независимыми источниками: во вторник 4 августа 2020 из Хабаровска было 7 стримов длиной в два часа и дольше, из них 4 с просмотрами в количестве от 100 до 200 тысяч за первые часы. Это означает, не считая главные выступления по субботам, значительный рост по сравнению с предыдущими днями и неделями (тем более что Алексей Романов арестован, а Дмитрий Низовцев вернулся в Москву). При этом, как и прежде, независимые медиа и стримы, при ограниченности их комментариев, не дают объемной картины происходящего, так чтобы аудитории было понятнее, идет ли протест на спад и какова в целом динамика борьбы, которую мы наблюдаем.
Конечно, хабаровский протест можно обсуждать “политологически”, когда предпочтение отдается сравнительному анализу алгоритмов подавления подобных протестов властями, хотя в принципе в этом нет ничего нового. Другие комментаторы заняты рассказами о поведении преимущественно представителей стороны власти, но отнюдь не публики. Продуктивнее, когда такое обсуждение ведется с учетом успешного опыта публики Екатеринбурга и Шиеса, а также уникальности хабаровской ситуации, поскольку это единственный регион России, который в последние время попробовал пожить для себя, без чрезмерного вмешательства Кремля, а его жители в критический момент сразу выступили с политическими требованиями. И все же в откликах на хабаровские события много гаданий на политологической гуще (даже один из 3,5 настоящих политологов в России Григорий Голосов безосновательно утверждал, что у протеста были изначальные организаторы), тогда как перед нами случай в первую очередь культурный и социологический.
Важнейшим подспорьем для получения объемной культурной картины политической борьбы – а это, с точки зрения науки, именно нормальная политическая борьба – и выявления ее динамики могли бы стать (1) опросы хабаровчан (кажется, местный штаб Навального этим уже занимается), а также (2) простое социологическое наблюдение над происходящим и его описание с возможностью категоризации элементов публичного действия. Второе – это то, чем при наличии структурных условий, таких как известная доля свободы и профессиональная конкуренция, должны заниматься журналисты. Однако этого не делает даже присутствующий в Хабаровске Дождь, и не столько потому что не имеет в своем распоряжении профессионалов – такое упражнение что семечки для целых полутора имеющихся у канала грамотных журналистов, – просто при отсутствии упомянутых структурных условий он не может позволить себе до конца честный и всесторонний анализ. Других же федеральных СМИ нет в деле, даже таких как The New Times, Новая газета, Радио Свобода и Медиазона.
В то же время почти любой, кто внимательно просматривает различные стримы из Хабаровска, способен заметить то, что может послужить критическим материалом для культурно-социологического анализа на основе доступных панорам и сценок. Я в этой связи уже размещал в Фейсбуке небольшие наброски по поводу динамики поведения хабаровской публики и, в частности, расширения ей репертуара требований и эстетического обрамления политического действия. Раз пока этим никто толком не занялся, добавлю немного о том, что привнес 25-й день.
Это всего лишь быстрый набросок. Я, безусловно, мог что-то важное не углядеть среди множества онлайн-панорам и уличных сценок как социологического сырья. Что-то, возможно, является повтором или не имеет того фронтального значения, которое я склонен этому придавать. Также далек этот набросок и от продуманной системной категоризации публичного действия, но может быть этим уже кто-то займется? Пока же мое основное, незамысловатое, предположение сводится к эффективности принципа НЕМК, когда публика становится более злой, но, вместе с тем, гораздо более понимающей...»