Сетевой аналитик Вадим Жартун проанализировал новый указ Путина о национальных целях развития России до 2030 года, который он подписал пару недель назад.
«Это небольшой, но (по задумке) архиважный документ, который должен определять жизнь страны на целое десятилетие.
По роду своей деятельности мне часто приходится работать со стратегическими планами разного масштаба, поэтому я прочитал этот указ и хочу поделиться с вами своими соображениями и чувствами на его счёт.
Скажу сразу: впечатление указ производит крайне тягостное, от него буквально веет управленческой мертвечиной.
Всё, что способно дать нам препарирование этого документа — информацию о современном состоянии системы государственного управления в России.
Круглые цифры
Первое, что сразу же бросается в глаза — цифры. И они ужасают. Начнём с того, что почти все они — круглые:
В реальном мире показатели редко бывают круглыми, и если в плане есть круглая цифра, то можете быть уверены — её никто не просчитывал, она просто выдумана, высосана из пальца, хотя стратегия такого уровня обязана быть просчитанной.
В этом указе выдумано почти всё, кроме ожидаемой средней продолжительности жизни (78 лет) и доли домохозяйств с широкополосным доступом в Интернет (97%).
Вчитываемся глубже: «улучшение качества городской среды в полтора раза», «увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза». Серьёзно? Как считать будете? В каких единицах? По какой методике? Озаботились ли тем, чтобы получить базовую оценку, от которой будете отсчитывать рост? Очень сомневаюсь.
Почётное пятое место
Теперь восстановим контекст и вспомним, чем новые цели отличаются от старых, которые планировалось достичь до 2020 года.
Например, из нового списка исчезла «амбициозная» цель вывести Россию в число пяти крупнейших экономик мира.
Проблема точно не COVID-19, ставший официальным поводом для пересмотра стратегических целей. Эпидемия не щадила никого — ни пять первых экономик, ни пять последних, все просели примерно одинаково и дело тут в другом.
За пятое место Россия могла бы побороться только с Германией, только по показателю ВВП по ППС и только по версии МВФ — по этому показателю в 2019 году разрыв между странами был всего 1,2%.
Видимо, именно это и имелось ввиду в предыдущей версии стратегических целей, потому что если говорить о номинальном ВВП (в реальной валюте, а не через довольно условную оценку паритета покупательной способности), то Россия оказалась бы на 12 месте и ей пришлось бы сначала побороться за 11 место с Канадой, потом за 10 с Кореей, потом с Бразилией, Италией, Индией, Францией и лишь затем с Великобританией — за то самое пятое место.
Ну, а если бы речь шла о ВВП на душу населения (который, собственно, и отражает благосостояние жителей страны), то тут России пришлось бы подниматься аж с 64 места, причём длинный список опередивших Россию стран выглядит довольно унизительно для «сверхдержавы».
Отклонение как норма
Откровенно позабавила меня цель «обеспечить долю дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85%».
При этом никто не несёт ответственности ни за невыполнимые нормативы, ни за плохие дороги, ни за невыполнимые планы...
Мечты и цели
В указе есть обширный список разнообразных благопожеланий, но почему-то исчезли две крайне важные цели: рост производительности труда и рост инноваций.
Без этих двух факторов рост ВВП возможен только за счёт высоких цен на нефть, что в эпоху энергосбережения и бума возобновляемых источников энергии крайне маловероятно.
А если механизмы достижения целей в плане отсутствуют, то цели становятся просто мечтами. Точнее, несбыточными мечтами. Это — уже третий повод считать указ досужей выдумкой.
Цифровая трансформация
Впрочем, кое-что в указе на счёт пути России в светлое будущее всё-таки есть.
В документе обозначена национальная цель верхнего уровня, которая называется «цифровая трансформация». Что это означает — сказать сложно, потому что она связана с ещё одним загадочным понятием — достижением «цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, а также государственного управления».
Чтобы понять план, нужно знать его автора. А это, я напомню, Путин. Тот самый, что получает новости из кожаной папочки с бумажками, которую ему готовит ФСО. И, видимо, «цифровая трансформация государственного управления» в его случае наступит, когда вместо папочки ему начнут приносить пятидюймовую дискету.
Чтобы управлять каким-либо объектом, да ещё в долгосрочной перспективе, нужно как минимум понимать его природу. Если этого заведомо нет, то вместо «цифровой зрелости» нас ждёт самый настоящий цифровой маразм.
Причины и последствия
Мы знаем, что планы развития, заложенные в «майских указах», начали срываться задолго до того, как страну накрыла эпидемия. Причины этого понятны — фантастических масштабов коррупция, тотальная некомпетентность на всех уровнях госуправления, токсичная деловая среда и самоубийственная конфронтация со всем цивилизованным миром.
Однако новые цели не содержат ничего, что было бы направлено на решение этих проблем. Хотя бы одной. Хотя бы частично. И пока работа над ошибками не проделана, мы будем топтаться на всё тех же граблях со всё тем же плачевным результатом.
Слово и дело
«Переходя улицу, смотрите на машины, а не на светофоры, потому что светофоры до сих пор ещё ни кого не сбили» (с).
Точно так же, оценивая планы правительства, смотреть нужно на то, что оно делает, а не что пишет. Очевидно, что разрыв между «словом и делом» продолжает расти, и это видно практически по каждой группе целей.
Особенно смешно читать про развитие малого бизнеса, защиту окружающей среды и снижение уровня бедности. Ну, разве что «эффективная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей» работает.
Правда, пока это почему-то касается только детей чиновников, прямо со студенческой скамьи пересаживающихся в советы директоров крупных банков и госкорпораций. Ну или, на худой конец, становящихся успешными предпринимателями, легко выигрывающими миллиардные госконтракты.
Культура и спорт
Очень странными выглядят среди прочих целей пункты об увеличении доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70%, волонтёрством — до 15%, а числа посещений культурных мероприятий — в 3 раза.
Не вполне ясно, что мешает гражданам заниматься всем этим прямо сейчас. Они точно этого хотят? Их кто-нибудь спрашивал вообще?
С таким же успехом государство может ставить пред собой цель увеличить среднюю по стране продолжительность полового акта на 70%. А что? Вот вам и реальные семейные ценности, и повышение рождаемости, и улучшение настроения миллионов женщин по всей стране.
Ну или государство может, наконец, оставить граждан в покое и заняться своими прямыми обязанностями.
Мёртвая рука
Планировать на 10 лет — можно и нужно. В обычных условиях. Однако сейчас РФ находится в терминальной стадии, за которой следует лишь масштабное разрушение системы государственного управления.
Произойдёт оно по историческим меркам очень скоро: в диапазоне от нескольких месяцев до нескольких лет, а это означает, что строить долгосрочные планы сейчас практически бессмысленно.
Не выходя из затяжного экономического кризиса, усиленного эпидемией, страна вваливается в глубочайший политический кризис, выхода из которого пока не просматривается.
Образно говоря, мы находимся в положении «Титаника», который уже столкнулся с айсбергом и начал тонуть. В этой ситуации нужно срочно решать, как спускать шлюпки и куда на них плыть, но вместо этого капитан утверждает приказом расписание танцев и меню на следующую неделю.