Новый скандал, связанный с пандемией коронавируса, набирает силу в Америке. Фармацевтическую компанию Gilead, чей препарат ремдезивир показал свою действенность в лечении ковида, обвиняют в том, что ради прибыли она утаивает более перспективное и бюджетное лекарство, сообщает The Guardian.
Ирина Зиганшина
Активисты левой общественной группы Public Citizen направили американским организациям, занимающимся разработкой лечения и вакцин от Covid-19, письмо с просьбой обратить внимание на деятельность фармкомпании Gilead. Активисты обвиняют Gilead в том, что компания занимается выпуском ремдезивира, в то время как у нее есть более перспективная разработка – GS-441524.
Ремдезивир – противовирусный препарат, который производит Gilead, – одно из немногих лекарств, доказанно сокращающих продолжительность восстановления после Covid-19.GS-441524 – химически близкий ремдезивиру препарат, некогда разработанный для лечения смертельной болезни кошек – инфекционного перитонита (FIP), вызываемого коронавирусом кошек.
Несмотря на то что эффективность GS-441524 считается не доказанной, у владельцев кошек он пользуется спросом, поскольку других препаратов против страшной болезни не существует.
Активисты считают, что Gilead обязан заняться изучением GS-441524 в качестве метода лечения нового коронавируса. Как полагают в Public Citizen, фармкомпанией движет исключительно коммерческий интерес: в клинических испытаниях ремдезивир отстает от GS-441524, а это значит, что патент на него будет оставаться в руках разработчика дольше и принесет ему больше прибыли.
«К сожалению, крупные фармацевтические компании реагируют на глобальную пандемиюпредсказуемо, пытаясь вывести на рынок только те лекарства, которые максимизируют их прибыль», – считают авторы письма.
Компания Gilead, которая специализируется на противовирусных препаратах, в прошлом уже подвергалась критике за свою ценовую политику. Так, например, их препарат от ВИЧ Truvada, помогающий снизить передачу инфекции, стоит в США до 20 000 долларов, а лекарство от гепатита С – 1000 долларов за таблетку, или 84 000 долларов за курс лечения.
Известный ученый-химик и автор блога о разработках медпрепаратов In the Pipeline Дерек Лоу считает, что Gilead торопится воспользоваться ситуацией, когда ремдезивир является чуть ли не единственным действенным препаратом против болезни. Велика вероятность, что это продлится недолго: если будет разработана эффективная вакцина или лечение антителами, то ремдезивир, как и GS-441524,станет никому ненужным.
«Ремдезивир– их птица в руках, – говорит Лоу. – Вливание ресурсов в изучение другого соединения может себя не оправдать: к тому времени, как они подготовят его к запуску, вполне возможно, никому уже не будет до этого дела».
В свою очередь представитель компании Gilead заявил, что решение о разработке ремдезивира было принято потому, что было доказано: он «более эффективен» в некоторых ключевых областях, чем GS-441524, и, таким образом, является лучшим кандидатом для потенциального лечения Covid-19.