Posted 3 августа 2020, 13:38
Published 3 августа 2020, 13:38
Modified 7 марта, 14:51
Updated 7 марта, 14:51
Иван Петровский
НИ: Константин, подходит к концу аграрный сезон 2019-2020. Для многих отраслей год по понятным причинам был нелегким. Отразилась ли эпидемия коронавируса на Вашем бизнесе. Как изменился рынок?
Константин Синцов:
- Отличный вопрос. Думаю, в стране и в мире нет бизнесмена, который мог бы сказать, что история Covid-19 не отразилась на деятельности компании. Оперативно нам, как и всему бизнесу мира, пришлось научиться взаимодействовать дистанционно с коллегами, клиентами и партнерами. Зум, Скайп и мессенджеры, полагаю, стали основными рабочими инструментами для большей части современного мира. Но интересно другое изменение. В условиях кризиса цен на нефть, энергоносители и металлы роль нашего зернового сектора, кажется, стала адекватно восприниматься большинством регуляторов и бизнесменов. Долгие годы мы говорили, что Россия может стать лидером на мировом зерновом рынке, что рынок зерна более стабилен и глобально более устойчив, чем большинство товаров, потребляемых человечеством. Последние события показали, что мы не ошибались в оценках.
В марте и апреле, когда спрос на большинство биржевых товаров в мире упал до рекордных величин, российское зерно ставило рекорд за рекордом.
Уже три года Россия осталась лидером в поставках пшеницы на мировой рынок, экспортировав 35 млн тонн в этом сезоне. Страны ЕС поставили на мировой рынок такой же объем пшеницы и для них это был аномально рекордный уровень. Мы входим в тройку лидеров по поставкам на мировой рынок ячменя (делим первые места и успешно конкурируем с объединенными странами ЕС и Украиной).
Уже четвертый год подряд у нас растет экспорт кукурузы, в этом году он увеличился на миллион тонн. Здесь мы пока в пятерке лидеров. Важно эти темпы сохранить. Не стоит думать, что раз все хорошо в текущем сезоне - крестьянам и фермерам не нужна поддержка. Она очень нужна, жизнь и работа не стали проще, а конкуренция точно будет нарастать.
НИ: Что нужно для того, чтобы не проиграть мировую конкуренцию?
Крупнейшие регионы отгрузки зерна на экспорт по железной дороге в 2018/19-2019/20 сезонах (тыс. т) | |||
№ | Регион отгрузки | 2018/19 | 2019/20 |
1 | Ставропольский край | 2 010 | 2 251 |
2 | Курская область | 1 105 | 1 891 |
3 | Краснодарский край | 967 | 1 274 |
4 | Волгоградская область | 831 | 1 209 |
5 | Саратовская область | 933 | 810 |
6 | Липецкая область | 711 | 769 |
7 | Орловская область | 601 | 629 |
8 | Воронежская область | 508 | 613 |
9 | Тамбовская область | 737 | 591 |
10 | Ростовская область | 420 | 585 |
11 | Омская область | 665 | 576 |
12 | Алтайский край | 539 | 399 |
13 | Пензенская область | 344 | 369 |
14 | Новосибирская область | 345 | 363 |
15 | Самарская область | 314 | 230 |
16 | Белгородская область | 136 | 194 |
17 | Красноярский край | 117 | 158 |
18 | Рязанская область | 149 | 157 |
19 | Калининградская область | 37 | 138 |
20 | Ульяновская область | 277 | 130 |
21 | Оренбургская область | 542 | 126 |
22 | Республика Башкортостан | 330 | 96 |
23 | Брянская область | 106 | 87 |
24 | Тульская область | 63 | 78 |
25 | Республика Татарстан | 176 | 71 |
Остальные | 569 | 353 | |
Всего | 13 533 | 14 148 |
Константин Синцов:
- В 1914 году Россия кормила зерном треть мира. Сейчас мы занимаем долю около 12 процентов во внешнеторговом обороте. Опыт Советского Союза хорошо показывает, чего делать не надо в сельском хозяйстве. Нельзя излишне регулировать рынок, нельзя менять правила игры или требовать от крестьян, чтобы они недорого продавали зерно. Главное - сохранить мотивацию фермера сеять и собирать урожай.
За последние 10 лет наши объемы экспорта удвоились. Человечество, несмотря на эпидемии и войны, продолжает расти. Ученые считают, что к 2050 году увеличившиеся население планеты потребует увеличения емкости экспортного рынка зерна до 900 миллионов тонн (сейчас 400). Если мы в России сможем удерживать темпы роста (удвоение за 10 лет), то через тридцать лет, мы как в 1914, займем треть рынка и поставим на экспорт 300 миллионов тонн при производстве зерновых в 400 или 450 млн тонн. Сегодня такой объем кажется фантастикой. Но десять лет назад, когда на Всемирном зерновом форуме в России озвучивалась цифра экспорта в 40 миллионов, большинство экспертов тоже не верило. «Где мы возьмем столько портовых мощностей? Столько вагонов? Столько зерна? - говорили скептики.» А за 10 лет удалось решить эти вопросы. Только наша компания приобрела и заказала 18,5 тыс. вагонов зерновозов на 60 миллиардов рублей (рассчетно). Но расслабляться не стоит. Удвоение каждые 10 лет требуют кардинального повышения эффективности от всех участников. Инфраструктура не должна тормозить производство. Иначе наша доля мирового рынка окажется у других, более расторопных игроков. С приходом крупных финансовых игроков на этот рынок уверенность в том, что модернизация инфраструктуры будет своевременной, нарастает.
НИ: Вы говорите о ВТБ? Как удалось сработаться с банком в этом сезоне?
Константин Синцов:
- У нас с ВТБ было общее виденье того, куда стремится рынок и как он должен развиваться, какие ресурсы потребуются. Мы получили партнера, готового развивать наш бизнес, который верит в потенциал и развитие всего российского сельского хозяйства. ВТБ разделяет с нами идеи о том, как должна быть сформирована эффективная и конкурентная инфраструктура. Мы всегда считали, что рынку нужен лидер международного уровня, способный консолидировать и провести глубокую модернизацию инфраструктуры. Сейчас очевидно - такой игрок появился.
Теперь возможно сделать так, чтобы деньги, которые генерирует отрасль, работали на повышение конкурентоспособности российского зерна, а не уходили международным трейдерам. Мне кажется, рынок это уже почувствовал. Технологии, способные обеспечить рост, может внедрять только крупная компания, при этом учитывающая национальные интересы производителей. Благодаря этому, удастся поддержать планы производителей на бурное развитие.
Когда мы говорим о стратегии, то прежде всего стремимся создать такую атмосферу производителю, чтобы он был уверен: все, что он произведет, он продаст и перевезет в те сроки, которые он запланировал, и за те деньги, которые запланировал. И если у производителя появится надежда, он уже не будет сдерживать свое развитие. ВТБ инвестирует не только в железо, мы видим, что его интересуют проекты связанные с уберизацией перевозок, с цифровизацией рынка и с организацией биржевой торговли зерном. Если удастся все это реализовать, Россия сможет экспортировать зерна на 60 миллиардов долларов в год. Это половина объема нефтяного экспорта в хорошем 2019 году.
НИ: А что, российские биржи не торгуют зерном?
Константин Синцов:
- Формально - торгуют. Но до 2019 года не было главного товара - продажи зерна будущего урожая, или зернового фьючерса. Я считаю, что с появлением этого механизма очень многое может измениться на рынке в лучшую сторону.
Благодаря фьючерсу, фермер мог бы получать деньги заранее на год вперед и сосредоточиться на выращивании товара. Из локального товара зерно превратилось в универсальную валюту. Это событие привлекло бы на зерновой рынок банкиров, финансистов и биржевых игроков, которые насытили бы растущий рынок деньгами, необходимыми для инвестиций в технологии, модернизацию производства и инфраструктуры. Так было в США. Это важнейшее изменение в итоге сделало США страной, обеспечивающей четверть мировой потребности зерна. К сожалению, история биржевой торговли российским зерном была прервана в начале ХХ века. Но теперь, через сто лет, её предстоит восстановить. Цифровизация и биржевые механизмы - это мощнейший стимулятор роста. Надеюсь через несколько лет эти механизмы наконец-то заработают на полную катушку.
НИ: С отдаленным будущим понятно, а что Вы ждете этим летом ?
Константин Синцов:
- Давать прогнозы в самом начале сбора урожая всегда невыгодно. Но раз вы спрашиваете, я рискну ответить. Мы сохраняем прогноз урожая на уровне 124,5 млн тонн. Ситуация не легкая на Юге России и в большинстве регионов Сибири и Урала. Юг может потерять около 4,5 миллионов тонн, Сибирь и Урал – 4 млн. тонн. Но у нас большая страна с разными климатическими поясами. И это сильное преимущество нашего производства. Снижение валового сбора на Юге и в Сибири может быть компенсировано за счет рекордов Центра и Поволжья - в совокупности плюс 10 миллион тонн к 2019 году.
Наш прогноз урожая пшеницы - 77,5 млн тонн, и это все же выше, чем в 2019 году, когда было получено 74,5 млн тонн данной агрокультуры. Так же ожидаем повышение валового сбора кукурузы - с 14,3 млн т до 14,8 млн тонн.
В результате экспортный потенциал России в сезоне-2020/21 может быть на уровне 45 млн тонн против 44,4 млн т в ушедшем сельхозгоду. Однако вывоз пшеницы сохранится на уровне 35 млн т по причине крайне низких начальных запасов. Тем не менее, Россия укрепит свое лидерство на мировом рынке пшеницы, так как вывоз из ЕС уменьшится до 25 млн т из-за ожидаемого падения урожая.
Для справки:
Константин Синцов
Родился в 1971 году в Кемерово. В 1993 году окончил Кузбасский политехнический университет, в 2006 году — РЭУ им. Г. В. Плеханова (МВА). С 2001 года совместно c Константином Засовым занялся железнодорожными перевозками зерна. Был председателем совета директоров ОАО «Русагротранс» с 2013 года и ООО «Рустранском» с 2015 года, членом совета директоров ОАО «Рославльский ВРЗ» с 2012 по 2014 год. С 2014 по 2015 год занимал должность генерального директора ООО «Рустранском». С 2015 по 2017 год был председателем совета директоров ООО «ЛП Транс». Совладелец группы РТК.