«Новые известия» продолжают следить за последствиями пандемии в российских СМИ. По данным АДВ ЛАБ, пандемия нанесла тяжелый удар по экономике СМИ. Телевидение потеряло во втором квартале, по оценкам агентства, от 20 до 25% рекламных бюджетов. В первом полугодии падение рекламных доходов составит порядка 10%. Несмотря на опубликованные данные Мейл.ру, согласно которым рекламные доходы группы сократились на 5,7%, аналитики предсказывают более глубокое падение: Интернет потеряет порядка 10% рекламы. Наибольший урон кризис нанес таким онлайн-разделам, как Автомобили и Массовые мероприятия. СМИ ожидает во втором полугодии сокращение бюджетов. Директор по аналитике данных АДВ ЛАБ, которая входит в коммуникационную группу АДВ, Михаил Одиноков ответил на вопросы НИ:
Изменилась ли ситуация в СМИ с выходом из карантина?
- На ТВ средний рейтинг телесмотрения стал снижаться и вернулся на докризисный уровень. Очевидно, что это происходит на фоне усталости людей от длительного периода самоизоляции. Что касается рекламодателей, то они не сокращают свои расходы на третий квартал, но и не спешат увеличивать бюджеты, стараясь компенсировать падение второго квартала. Сейчас все считают свои продажи и на основании этого будут принимать решение, что делать с бюджетами во втором полугодии.
В сегменте радио наблюдается некоторая активность рекламодателей, автомобильная категория стала делать больше запросов, «оживает» недвижимость и финансовый сектор. Пресса, в силу специфики, почувствует последствия в третьем квартале. Влияние пандемии и изоляции, в данном случае, имеет опосредованное значение. Компаниям необходимо будет оптимизировать расходы в сложной экономической ситуации, и изоляция здесь лишь одна из причин.
По ТВ - во втором квартале падение рекламы составило порядка -20-25%, по итогам первого полугодия мы ожидаем порядка -10%. Приток зрителей во втором квартале позволил рекламодателям получить дополнительные бонусы и дал возможность охватить больше аудитории. Частично это позволило сдержать ряд сокращений бюджетов.
Алексей Венедиктов, главный редактор «Эха Москвы» говорит о 37% сокращения рекламных доходов в мае. Как обстоят дела с другими радиостанциями?
- Мы считаем, что во втором квартале радиостанции не досчитались до 45% бюджетов.
Газеты - европейские газеты, например, Зюддойче цайтунг, сообщили, что у них выпало 97% рекламодателей во время карантина. Что происходит с печатью в России?
- Газеты ,как сегмент прессы, наиболее отзывчив к изменениям ввиду своей мобильности и коротких дедлайнов. Кроме того, газеты были первыми, кто отдал свою аудиторию Интернету. Изоляция и сегодняшняя финансовая ситуация дали дополнительный толчок к потере рекламных бюджетов. Сложно назвать точную цифру рекламодателей, ушедших из газет. Кроме того, газеты это не имиджевый канал, здесь много PR-материалов, которые не отследить в мониторинге.
Каков Ваш прогноз на 3й квартал и на год по всем медиа в 2020 году?
- Радио в третьем квартале, по нашим прогнозам, замедлит падение: реклама восстановится на уровне 2019 года в аналогичном периоде. По году падение составит минус 11-13%. По прессе в третьем квартале ожидаем минус в 30%, а по году - падение в 25%.
Объем рекламы на телевидении по итогам года сократится на уровне минус 7-10%, в случае второй волны COVID-19 – падение будет глубже.
По Интернету у нас два прогноза. По оптимистическому, если осенью будет оживление экономики, то наш прогноз по Интернету на 2020 год - рост на 3%. Если же будет вторая волна короновируса и, как следствие, ухудшение ситуации в экономике, то падение составит до 5%. Ключевым здесь будет третий квартал, по которому будет более понятен сценарий развития.