Известный московский издатель и публицист, один из соучредителей книжного магазина «Фаланстер», который по праву считается в интеллектуальной среде лучшим в Москве, Борис Куприянов оставил в своем блоге тревожный пост:
«На картинке под этим постом фотография, наверное, самого известного в мире нью-йоркского магазина Strand. Видите, перед магазином на улице стоят полки, на которых написано 1-3 $, 2-5 $ - это распродажа. Человек выбирает книгу, заходит в магазин и оплачивает. Почти перед каждым не сетевым, независимым магазином Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Стокгольма стоят летом такие ларьки. Обычно это просто коробки на импровизированных подставках.
Многие заметили, что мы выставили книги в переулок. Там книги издательств, наших друзей: Ad Marginem, НЛО, Альпина, бракованные и книги, которые давно выкуплены магазином, но не проданы. Продаются по 50 и 100 рублей. Мы купили специально красивые коробки, поставили их на стулья и сделали таблички: «Если вы хотите приобрести книгу, спуститесь в магазин и оплатите ее». Люди подходили, смотрели книги, выбирали и оплачивали, к нашей радости, как и во всем мире, несмотря на то, что никакого охранника не было. Книги не воровали, может 2-3 из сотни пропали. Мы выставили книги потому, что читали статью, активно обсуждаемую в книжном сообществе, о мерах по восстановлению книжной торговли в Германии. Одним из самых эффективных действий оказался вынос книг на улицу около магазина. Но не только по этому. Мы выставили книги потому, что доверяем москвичам, после карантина просто невозможно не доверять друг другу. Развозя книги курьерами мы видели, как москвичи сознательно соблюдали все ограничения, сидели по домам, надевали маски и перчатки.
Доверие не рождается само собой, это реакция. Реакция на нормальное отношение, на порядочность, на выполнение своих обязательств.
Сегодня к нам пришли два чиновника: один постарше, лет 35, вполне умеренный и даже вежливый; второй – до 30, высокомерный, подтянутый, аккуратно выбритый, в брюках с идеальной «стрелкой». Но манерами второй мелкий чиновник напоминал мелкого братка из 90-х. Этакий наделивший себя властью, небольшой, крохотной, не «вопросы решать», а мелких барыг с разрешения больших щемить. «Кто тут главный», «Отошел, можете нам сказать», «Что я с ВАМИ буду разговаривать!», «Так, быстро все с улицы убрали, понятно!», «Там нет торговли, все книги продаются внизу», «Чего? Не поняли, по-плохому хотите! Быстро!», «Вас вон люди без масок, а закон Москвы знаете! А ну-ка напомните?». Не манерой говорить, а стилем поведения – хамским, безапелляционным, стилем хозяина жизни. Я думал - откуда?! Он же в начальную школу в 90-х ходил. А тип жив!
Мэрия Москвы никак не помогла мелкому бизнесу в связи с эпидемией и вынужденным закрытием, никак! Федералы – помогли первый раз в моей жизни. Множество моих коллег и мы получили от федеральных властей реальную помощь, можно говорить достаточна ли она, но она реальна. Москва же ни копейкой ни одному моему знакомому предпринимателю не помогла, ни копейкой. Барыги сами поправятся, че.
Не будут москвичи доверять власти, ни велодорожкам, ни плитки с тротуарами. А если что, мелкий чиновник, мельчайший, из управы «Тверская», поправит положение, и доходчиво объяснит, кто хозяин и для кого этот город...»