О том, что протестные движения, которые привели в результате к падению СССР, начинались отнюдь не в центре страны, а на окраинах, как это происходит и в современной России, пишет в своем блоге журналист Павел Пряников:
«Что ещё интересно про Хабаровск, ускользнувшее от многих наблюдателей. Перестроечный хаос в позднем СССР тоже начался с регионов, а вовсе не с московских протестов. Сначала были национальные волнения в Казахстане, Якутия (апрель 1986 года – с лозунгами «Якутия для якутов!»), Карабах, Прибалтика и т.д.
Затем – забастовки шахтёров в Воркуте, Караганде, Донбассе (кстати, в Донбассе шахтёры требовали независимости Украины).
И только затем Москва подхватила протесты регионов – первый массовый митинг был 21 мая 1989 года в Лужниках (150-200 тыс. человек).
А вообще «колыбелью» перестроечных протестов следует признать Ижевск. Первый митинг там состоялся ещё 10 февраля 1985 года – при живом Черненко. Толпа молодёжи протестовала против переименования города в Устинов. В августе 1986 года милиция вновь разогнала протестную толпу в Ижевске, шедшую в центр города под лозунгом «Мы за Ижевск!» (в июне 1987 года городу возвратили прежнее название).
Вне национальных республик РСФСР первое крупное выступление – 15-18 марта 1987 года в Ленинграде. На несанкционированные демонстрации против сноса гостиницы «Англетер» на Исаакиевской площади вышло 20-25 тыс. человек. В город ввели внутренние войска и отряд по борьбе с беспорядками (будущий ОМОН), которые жестоко, с применением спецсредств разогнали митинг, сразу после чего здание гостиницы было взорвано (санкционировала снос начальник отдела культуры горисполкома Валентина Матвиенко). Через месяц снова состоялся митинг «Месяц памяти «Англетера», собравший 3-5 тыс. человек.
Далее в тот год по РСФСР покатилась волна экологических протестов – в городе Кириши Ленинградской области (15 тыс. человек – против строительства биохимического завода), в Казани (10-15 тыс. человек – тоже против строительства биохимического завода), и т.д.
Первое же несанкционированное выступление в Москве прошло 6 мая 1987 года. В тот день члены группы «Память» собрались на Манежной площади – 400-600 человек. Среди их лозунгов были: «Прекратить угнетение русского народа!», «Долой сионизм и еврейское засилье!»
«Памятники» прошли от Манежной площади к Моссовету, где участников демонстрации принял глава МГК КПСС Ельцин, в то время заигрывавший с русским национализмом.
И сейчас, как мы видим, главные протесты последних лет идут вне Москвы – сначала был Шиес, теперь – Хабаровск.»
Читатели напомнили автору о том, что протесты в СССР начались еще раньше:
- Вы упустили массовые протесты в Грузии в 1978 году задолго до Горбачева и перестройки. В ГССР собирались принять новую конституцию и закрепить русский язык государственным в республике. Из за этого в Грузии начались протесты грузинской интеллигенции и других активистов...
Однако, в своем большинстве, читатели отнеслись скептически к действенности протестного движения в России, сойдясь во мнении, что все революции делаются сверху:
- Всё решило стремление российских властей к независимости от Союза. Ну это если например из Евросоюза выйдут одновременно и Германия и Франция.
- Протесты, да. Но если бы распил союза не был выгоден узкой группе, их бы просто разогнали и все.
- Я уверен, что народ ничего в итоге не решал. Советская элиточка слила проект СССР распилив деньги между собой.