Плюс пять триллионов. Что даст маркировка товаров бюджету и потребителям

23 июля 2020, 19:08
С июля этого года в России ужесточились требования по цифровой маркировке товаров. Она стала обязательной для всех лекарств, обуви и табачных изделий. На очереди – парфюмерия, резина для автомобилей, а с Нового года – одежда и молочная продукция.

Елена Иванова

В России каждая третья пара обуви контрафактная, так же, как и каждая третья игрушка. Сколько неучтенной продукции находится в обороте, сказать точно не может никто. Есть только приблизительные оценки ущерба, который наносят продавцы в-черную и в-серую государству. По данным независимого аналитического «Тиар-Центра», государство недополучает НДС на 533 миллиарда рублей. Годовой оборот контрафакта эксперты оценили в 5,2 триллиона рублей, что составляет больше половины всех доходов федерального бюджета с января по май этого года.

Мало того, что 5 триллионов рублей идут прямиком в карманы ушлых коммерсантов, минуя казну - государство не могло повлиять ни на качество этой продукции, ни проверить цены на него. Чтобы разобраться с ситуацией и навести порядок, власти призвали на помощь цифру. С 1 июля 2020 года начала действовать единая система «Честный знак» по маркировке и отслеживанию товаров – пока только для лекарств, обуви, табачных изделий. Теперь все не имеющие маркировки товары стали нелегальными. Заказчик и координатор новой системы от государства – Минпромторг, а реализует её Центр развития перспективных технологий, причём не на государственные , а на частные деньги.

«Честный знак» стал обязательным для всех продавцов. Они обязаны зарегистрировать весь товар, который идёт на прилавки. Но и граждане могут получить доступ к программе и проверить, какую продукцию они покупают. Им достаточно скачать на телефон приложение «Честный знак», и если они не обнаружат товар в системе, или считают, что цены завышены, они анонимно могут сообщить об этом. Такая обратная связь поможет сдержать рост цен на товары.

Цифровизация стала одним из приоритетов национального развития. Об этом говорил вчера и премьер в Государственной Думе. «Михаил Мишустин погрузился в увлекательный мир цифровизации экономики. Средства под это направление правительства подводятся значительные. В ближайшее время нас ожидает попытка оцифровать все процессы. Если это сработает, это будет, по сути, революцией государственного управления», считает политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Россия всерьез взялась за новые технологии, ведь даже в западных странах маркировка обязательна только для фармацевтики и медицинских инструментов.

Маркировка нужна и бизнесу, и гражданам. Но уже сейчас эксперты наблюдают противодействие лоббистов. Путь настолько извилист, что для этого создаются «партии-однодневки», якобы выражающие мнение неких социальных групп - «борцы с режимом» узкой специализации», - отмечает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

Новая система должна помочь, в первую очередь, малому бизнесу. «Малому бизнесу нужно дать возможность (относительно) честной конкуренции, поскольку воевать с крупными организациями, производящими фальсификаты и завозящими контрабандную продукцию, он в принципе не может», - считает член Высшего совета Международного евразийского движения, академик Международной академии менеджмента Михаил Хазин.

Идея маркировки исходила от Ассоциации международных фармацевтических производителей, которым надоело бороться с контрафактными лекарствами. По некоторым препаратам объем подделок доходил до 80%. Население получало, в лучшем случае, плацебо за астрономические деньги. «Честный знак» положит конец этому беспределу. «Наша миссия как социально ответственной индустрии заключается в обеспечении максимальной доступности современных эффективных препаратов для населения Российской Федерации. Весь мир - от Соединенных Штатов, Европы, Австралии, Японии, Швейцарии - все страны сейчас стремятся найти оптимальные пути повышения доступности препаратов. Мы создаем мегацифровую, мегасовременную систему», говорит исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимир Шипков.

Однако бизнес требует расширить перечень товаров, подлежащих маркировке. Например, много претензий предъявляется к молочной продукции, часто жалуются на наличие остатков лекарств в молоке. «Нам как переработчикам молока очень бы хотелось знать, те случаи, когда нам в вину ставят, что в готовой молочной продукции остатки лекарств - нам бы хотелось знать весь путь этих лекарств. И не только сырье, но и до сырья. Марка наносится на упаковку и гарантирует, что это за продукция. Будет все оцифровано», - согласен гендиректор ассоциации «Кубаньмолоко» Анатолий Синецкий.

Сделать это будет несложно – достаточно напечатать код на упаковке. А поскольку система контроля качества «Меркурий» и «Честный знак интегрированы, проследить путь товара можно «от коровы», ведь «Меркурий» удостоверяет качество молока ветеринарным требованиям.

Но противодействие оказывают не злые вредители или недоброжелатели нашей страны, а сами производители, подконтрольные им отраслевые профсоюзы и отдельные депутаты. Потому что доход от серой продукции идет им прямо в карман.

#Производство #Новости #Товары #Маркировка #Политика #Торговля
Подпишитесь