Сам Сергей Фургал, судя по всему, такую ситуацию предвидел, поскольку уже брал с адвокатов обещание срочно вызвать ему психиатрическую помощь, если он вдруг захочет взять на себя вменяемые ему преступления.
Следствие отвело Марину Горбачеву и Максима Самойлова из-за «конфликта интересов» двух обвиняемых по делу – Фургала и его бизнес-партнера Николая Мистрюкова, сообщает «Коммерсантъ».
Изначально, когда Мистрюков не давал признательных показаний, его супруга обратилась к Горбачеву и Самойловой за юридической помощью.
По словам Марины Горбачевой, жена Мистрюкова Наталья рассказала, что следствие оказывает на ее мужа давление и требует признать вину. Вместе они подготовили несколько заявлений и жалоб руководству Следственного комитета и Генпрокуратуры. Но сотрудничество продлилось только два месяца. В январе вдруг Мистрюков заявил, что больше не нуждается в услугах Горбачевой и Самойлова. Причем он сказал об этом не лично – такое сообщение передали сотрудники администрации.
Более того – стало известно об отказе Мистрюкова от всех четырех защитников, которых наняла его семья, в пользу пятого, который был назначен. Тогда же он начал сотрудничать со следствием и признал свою вину, а также дал показания против Сергея Фургала.
Горбачева не успела даже поговорить со своим подзащитным. Все контакты с заказчицей прекратились. 9 июля после задержания Сергея Фургала она и Самойлов начали представлять его интересы после его личного обращения. Защитники участвовали в допросе Фургала и в процессе в Басманном суде. Однако только глава следственно-оперативной группы следкома Юрий Буртовой вспомнил про конфликт интересов только после второго заседания. Более того, Горбачева после отвода была даже вызвана на допрос в качестве свидетеля. Ее вызвал участник следственной группы, экс-начальник отдела СКР по Хабаровскому краю Евгений Медведков, который угрожал ей в случае неповиновения организовать принудительный привой в главный офис комитета.
Оба адвоката обратились за разъяснениями к главе комиссии по защите прав Адвокатской палаты Москву Роберту Зиновьеву. Тот дал ответ, заявив, что считает предоставленную ими информацию «настораживающией». Он разъяснил коллегам, что допрос участвующего в уголовном деле защитника в качестве свидетеля допускается только после соответствующего решения суда.
Повестка, которую направили Горбачевой, по мнению Зиновьева, «может свидетельствовать либо о процессуальной безграмотности следователя, либо об умышленном дерзком игнорировании им норм закона».
Он пообещал взять под особый контроль сложившуюся ситуацию и посоветовал адвокатам обжаловать покушение на адвокатский иммунитет Горбачевой.
Однако конфликт интересов двух обвиняемых по делу Зиновьев назвал «очевидным». Он порекомендовал коллегам добровольно отказаться от защиты Сергея Фургала. Адвокаты приняли к сведению слова Зиновьева, но не стали «самоотводиться» до получения мотивированного постановления следователя, а также проигнорировали вызов на допрос. Медведков заявил, что пришлет документы адвокатам по электронной почте.
Источники, на которые ссылается «Коммерсантъ», предполагают, что от дела Фургала могут отвести и других адвокатов – по разным предлогам – и заменить их на более лояльных следствию.
Собеседники издания указывают, что эта тактика была применена к Мистрюкову.
- Признав вину, обвиняемый избавляет следствие от рутинного и долгого сбора доказательств, а сам раскаявшийся при этом получает ощутимые преференции в суде. В досудебном соглашении с ним может быть прописано даже непривлечение обвиняемого к уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности совершенных им преступлений, - сказали собеседники.
Другой источник, близкий к Сергею Фургалу, отвергает такой вариант развития событий. Он сказал, что Фургал заявил своим адвокатам: «Если вам скажут, что я признал вину, знайте, что я нуждаюсь в срочной психиатрической помощи». Бывший губернатор уточнил, что такое признание может быть принято только после соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы.
Напомним, что ранее пресс-секретарь Фургала Надежда Томченко сообщила, что семья бывшего губернатора не нанимала адвоката Бориса Кожемякина, представляющего интересы Сергея Фургала в суде. При этом жители Хабаровского края заявляли о готовности «скинуться» на нового адвоката для своего губернатора, вернуть которого в Хабаровск они до сих пор требуют, ежедневно выходя на митинги.
Напомним, что подозреваемого в организации убийств и покушении на убийство Сергея Фургала оставили под арестом на два месяца.