Posted 17 июля 2020, 09:42
Published 17 июля 2020, 09:42
Modified 7 марта, 14:41
Updated 7 марта, 14:41
Анна Берсенева, писатель
Недавно я с удивлением поняла, что не помню, кто такой присяжный поверенный. Хотя еще в детстве, впервые встретив этот термин, конечно, выяснила, о какой профессии идет речь.
Успокоило меня лишь то, что когда эксперимента ради я спросила об этом нескольких своих знакомых, людей умственного труда, ни один из них тоже не смог ответить без Википедии.
Однако главное достоинство этой книги даже не в ее информативности (в конце концов, в Википедию каждый может заглянуть и так), а в двух важнейших вещах: в этической точности и страстности. Без обеих этих составляющих невозможно говорить о том, что тебе дорого. А история страны, в которой живешь, никому не может быть безразлична. И уж точно не безразлична она Мариэтте Омаровне Чудаковой, человеку, без преувеличения, легендарному. Вот уж о ком стоит почитать отдельно, берясь за любую из ее многочисленных книг - о Булгакове ли, Олеше, Зощенко или о менее известных, но чрезвычайно важных для нашей литературы писателях 20-30-х годов ХХ века; о них она знает всё. Когда после всех этих серьезных книг вышла пятнадцать лет назад ее детская трилогия «Дела и ужасы Жени Осинкиной. Путешествие в трёх томах, а также последующие необычные, ужасные и счастливые истории, случившиеся с ней самой и её друзьями», многие удивились. Когда она написала биографию Егора Гайдара («книга для смышленых людей от десяти до шестнадцати лет»), удивления у читающей публики это уже не вызвало. Страстность, с которой Мариэтта Чудакова пишет все - и литературные монографии, и публицистические статьи, и обращения к творящим несправедливость властям предержащим, - как нельзя лучше подходит для обращения к детям.
Для детей вообще невозможно писать отвлеченно - они просто не воспринимают историй с не выстроенной этической системой, потому что, даже столкнувшись с тем, что мир не черно-белый, все же не утратили еще главного понимания: в многоцветном мире черное все равно остается черным, а белое белым, и путать эти цвета нельзя. В этом смысле Мариэтта Чудакова совпадает с ними абсолютно. Ее нравственные принципы отмечены той ясностью, которую каждому стоит сохранить в себе от детства до старости. Вот, к примеру, она пишет о том, что собой представлял русский террор в XIX веке:
«Террор – это бессудные убийства людей, причем нередко лично ни в чем и ни перед кем не виновных. Не ищите там и обычных мотивов уголовных преступлений – грабеж, личная месть, ревность, домогательства сексуальных маньяков… Цель террора – запугивание, устрашение либо целой страны, либо отдельного слоя ее населения. Террор бывает массовым или индивидуальным. Массовый террор применяет обычно власть в тоталитарной стране – то есть там, где она решила не подчиняться никаким законам и стала властью тиранической. (Это время в нашей стране было тогда не за горами.)».
Уж какая тут отвлеченность - помину нет! А разве нужна она в оценке террора? Зато понимание его причин и сложности выхода из него - это нужно безусловно, и, рассказывая о Столыпине, автор учит такому пониманию:
«Таким образом, в 1905 году стараниями террористов Российская империя стала страной, по которой правящий в ней император уже не мог свободно передвигаться. С этим что-то надо было делать. Но что именно делать, никто не знал. За один год – с 1906-го по 1907-й – революционеры убили 4 126 и ранили более четырех с половиной тысяч правительственных чиновников… Должность губернатора, вице-губернатора, градоначальника стала опасной для жизни. В это критическое для российской власти время Николай II назначает Столыпина, известного своим умом и решительностью, премьер-министром. <...> За семь с небольшим месяцев по их (военно-полевых судов. - Т.С.) приговорам повесили и расстреляли (вешали штатских, расстреливали военных) 683 террориста. Все это в высшей степени печально. Но нельзя забывать два обстоятельства. Первое: никто решительно не знал, каким путем можно остановить террор революционеров. А бездействовать было невозможно – погибало множество ни в чем неповинных людей: ведь на даче Столыпина целью революционеров было только его убийство, а сколько народу погибло, включая бедную няню его маленького сына… И второе: смотря с чем сравнивать!».
«Рассказы про Россию» начинаются 1861-м годом и заканчиваются 1922-м. А вот те три книги, которые их продолжают (они уже готовы к изданию), названы Мариэттой Чудаковой «Рассказы о России ХХ века для юных». Первый том - «Как Россия стала Советским Союзом», последний - «Как Советский Союз стал Россией»...
Ребенку точно будет полезно научиться думать, узнавая отечественную историю, и при этом сохранить в себе природную способность не путать добро со злом. А уж как пригодится это взрослому!