По словам источника, заинтересованные ведомства - министерства финансов, экономического развития и Росимущество уже согласовали проект соответствующих правительственных директив. При этом он предусматривает, что период перехода на преимущественное использование российского софта в 2020-2023 годах охватит и дочерние компании, доля пакета акций в которых у госкорпораций превышает 50%.
Непосредственно отвечать за переход на отечественный софт будет топ-менеджер компании не ниже заместителя ее руководителя, - отмечает агентство "Интерфакс". План перехода на преимущественное использование российского софта должен быть согласован с АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий".
Программа "Цифровая экономика" предусматривает, что к 2024 году доля отечественного программного обеспечения в закупках органов власти должна составить 90% (60% в 2019 году), а в компаниях с госучастием - 70% (45% в 2019 году). В конце прошлого года Максим Акимов, занимавший на тот момент должность профильного вице-премьера, отмечал, что в 2019 году госкомпании закупили российское программное обеспечение на 10 миллиардов рублей. В 2020 году этот показатель должен увеличиться до 82 миллиардов рублей, а к 2024 году - до 150 миллиардов рублей. Но представители госкомпаний не раз предупреждали правительство о невозможности немедленного исполнения директивы по такому импортозамещению без риска остановки их IT-систем.
Директивы о переходе российских госкомпаний на преимущественное использование российского софта принимаются с 2018 года, но многие госкомпании все так же не спешат осуществлять это на практике - там смогли подготовить планы о переходе только к концу 2019 года, и не все из них были утверждены. В первой половине нынешнего года компании были озадачены закупками программ для работы сотрудников в условиях работы на дому в связи с пандемией коронавируса COVID-19. Реестр отечественного софта, куда включено уже 6,8 тысяч программных продуктов, действует в России и вовсе с 2016 года. Согласно действующей нормативной правовой базе, госзаказчики при закупке программ должны приобретать те из них, которые включены в реестр, или обязательно обосновывать закупку зарубежных аналогов. К примеру, чтобы это не ставило их в неравные условия с конкурентами.
В конце прошлого года представители стран, входящих в ЕАЭС, выступили на совещании департамента функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) с критикой поправок, которые обязывают предустанавливать на мобильные устройства и другие гаждеты российский софт. Делегаты от Киргизии, Белоруссии и Казахстана заявили о том, что поправки противоречат договору о союзе, генеральному соглашению ВТО по торговле услугами и Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования".
Список программного обеспечения, разрешенного для предустановки, ФАС формирует вместе с Минкомсвязи и Роспотребнадзором. Чтобы попасть в этот список, программа должна быть разработана в России, быть совместимой с системным софтом, на базе которого работает гаджет, а также бесплатной для пользователей. Кроме того, она не должна содержать "недокументированных возможностей". Программы также должны формировать "приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей".