Posted 15 июля 2020, 15:17
Published 15 июля 2020, 15:17
Modified 7 марта, 14:43
Updated 7 марта, 14:43
Историк Камиль Галеев, преподающий сейчас в одном из университетов Великобритании, обратил внимание на очень интересную проблему, которая многое объяснит в поведении, например, московских властей:
О технократии или как построить Мордор
Моя знакомая сейчас изучает урбанистику в одном британском университете. И вот как она сравнивает урбанистические практики в РФ и в Великобритании.
Когда речь идет о математике, алгоритмах, обработке данных и т.п. российская урбанистика ничем не отличается от британской - в РФ учат ровно тому же самому. Ключевое отличие состоит в том, что из российской урбанистики целиком выдран весь гуманитарный компонент, включая этическую составляющую.
Ну, например, в Великобритании, когда речь идет о решения, касающихся развития того или иного городского района, к вопросу обычно подходят так. Как правило есть три заинтересованные группы стейкхолдеров: те, кто в этом районе живут; те, кто здесь работает; и те, кто здесь тусуется и тратит деньги - туристы или просто те, кто приехал расслабиться после трудового дня.
Обычно интересы этих трех групп расходятся. И в Великобритании значительное внимание уделяется тому, как их согласовывать, как приходить к компромиссу и т.д. В России эта проблема не то, что не разбирается подробно, о ней обычно и вовсе не упоминают.
Таких различий масса. В Великобритании серьезно подходят к вопросу об этике сбора данных: как собирать обобщенные данные о поведении горожан, чтобы не нарушать их приватность. В РФ эту проблему тоже не поднимают: есть данные, и хорошо, а откуда они получены - не важно. В Великобритании считается, что развитие города должно быть основано на консенсусе и проблема достижения этого консенсуса имеет ключевое значение. В РФ согласие горожан никакого значения не имеет: политику мэрии будут проводить, ломая сопротивление податного населения и вовсе не считаясь с его мнением.
Мне это описание представляется чрезвычайно любопытным, потому что так, по большому счет, у устроена любая технология управления в РФ. Понятно, что российские технологии управления представляют собой адаптацию англосаксонских технологий управления к российским реалиям. Проблема в том, что адаптация эта в 99% случаев представляет собой элиминацию всей гуманитарной составляющей. Думаю, происходит это бессознательно: ее не то, чтобы специально выкидывают, а просто не видят в упор.
Как-то так и строится Мордор. Смотрим на англосаксов и копируем у них всю технологическую и методологическую составляющую, а гуманитарные проблемы игнорируем. В итоге получается общество, в котором не желает жить никто, включая его правителей...»