Бюджет научно-фантастической остросюжетной ленты составляет 70 миллионов долларов, съёмки будут вести Bondit Capital Media, Happy Moon Productions и New York’s Ten Ten Global Media. А уникальность этого проекта заключается в том, что одну из главных ролей получила актриса, которая не только никогда не будет опаздывать на съёмочную площадку или качать права по поводу райдера, но и не заразится COVID-19, да и вообще неуязвима для какой бы то ни было заразы.
Потому что Эрика – не человек.
Мария Дубинская
В знаменитой повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» описаны так называемые «дубли». Помните?
Они вместо настоящих людей должны стоять в очереди за зарплатой.
«Дубль – это очень интересная штука. Как правило, это довольно точная копия своего творца. Не хватает, скажем, человеку рук – он создаёт себе дубля, безмозглого, безответного, только и умеющего, что паять контакты, или таскать тяжести, или писать под диктовку, но зато уж умеющего это делать хорошо. Или нужна человеку модель-антропоид для какого-нибудь эксперимента – он создаёт себе дубля, безмозглого, безответного, только и умеющего, что ходить по потолку или принимать телепатемы, но зато уж умеющего хорошо. Или самый простой случай. Собирается, скажем, человек получить зарплату, а времени терять ему не хочется, и он посылает вместо себя своего дубля, только и умеющего, что никого без очереди не пропускать, расписываться в ведомости и сосчитать деньги, не отходя от кассы»
Так вот, семь лет назад, в 2013 году, автор этих строк делала интервью с японским учёным Хироши Ишигуро, на тот момент занимавшим 26 место в рейтинге «100 ныне живущих гениев», составленном международной консалтинговой компанией Creators Synectics.
Вряд ли Ишигуро читал Стругацких (хотя, кто знает?), но был серьёзно увлечён разработкой человекоподобных роботов, впрочем, фанатом андроидов он является и по сей день.
В ту пору профессор Университета Осаки трудился над созданием джеминоидов (geminoids), «самых сложных устройств во всём мире». И начал с точной копии себя самого (называл он этого робота «братом-близнецом»), затем появились и «дубли» других людей.
Джеминоиды уже тогда действительно были пугающе похожими на homo sapiens и могли двигать руками, шевелить пальцами, наклонять шею и поворачивать торс (зона их действия была ограничена).
Недаром создатели фильма «Суррогаты» (2009) с Брюсом Уиллисом в главной роли в своё время пригласили стать консультантом картины именно Ишигуро.
Учёный рассказывал мне о том, что специально для обучения джеминоидов была создана цифровая библиотека жестов и движений. Лица этих роботов имели тринадцать и более мимических степеней, так что арсенал их эмоций можно было назвать вполне приличным.
Но думать самостоятельно джеминоиды не способны. Они управляются дистанционно. Принцип такой: система распознаёт выражение лица человека-оператора и передаёт соответствующий сигнал роботу, который всё за ним повторяет, а также через устройство транслирует его речь.
«Да, думать сами они не могут. Зато через джеминоидов люди могут общаться друг с другом на расстоянии. Такова, на данном этапе, основная суть этого проекта – имитировать эффект присутствия того или иного человека для установления коммуникации с настоящим человеком.
В Японии существует такое понятие как «кокоро». В переводе это означает нечто среднее между сознанием, душой и сердцем - всё то, чем люди обладают по определению, уже по факту своего рождения.
Полагаю, сложные роботы, «высокие» машины, которые смогут самостоятельно взаимодействовать с другими, без человеческого вмешательства, в перспективе будут обладать вот этим кокоро», - поведал мне тогда Хироши Ишигуро.
Сейчас, спустя время, человекоподобное творение японского профессора и его коллеги Кохей Огавы – робот-андроид с искусственным интеллектом Эрика, «изображающая» девушку 23 лет, намного опережает своих предшественников.
«Синтетическая» леди, как её порой называют в иностранной прессе, в состоянии вести отвлечённые разговоры на ряд простых тем и отвечать на лёгкие вопросы, например, о погоде или о своих хобби.
Более того, Эрика даже успела «поработать» ведущей новостей. Кстати, в Японии вообще уже достаточно обыденными считаются робот-диктор или робот-секретарь (например, модель Pepper, которую всё чаще можно увидеть и на российских крупных технологических выставках).
Создание Эрики происходило при содействии японского Агентства по науке и технике (Japan Science and Technology Agency), университетов Осаки и Киото, а также Международного научно-исследовательского института передовых телекоммуникаций (Advanced Telecommunications Research Institute International).
«Группа профессора Ишигуро не только дала роботу новые глаза, уши и другие более реалистичные части. Исследователи значительно улучшили речь робота и снабдили его дополнительной коммуникационной возможностью, которую можно описать термином «язык тела». А всё это вместе должно, по мнению разработчиков, убрать психологический барьер при общении людей и роботов, который приводит к так называемому эффекту «зловещей долины», - пишет портал roboticsshop.ru.
Фильм «Б», по словам сценариста Тарека Зохди и продюсера Сэма Хозе, это история о том, как учёный создал робота с искусственным интеллектом по имени Эрика, «быстро осознавшего опасность этой сверхсекретной программы, которая пытается усовершенствовать человека через нечеловеческую форму».
Между тем, в Сети уже можно найти более «расширенные» комментарии блогеров, утверждающих, что дальше сюжет развивается вот как: человечество начинает ненавидеть искусственный интеллект, «профессор становится на сторону Эрики и вместе они всех мочат».
В интервью для Variety.com Тарек Зохди сообщил, что Эрика обладает способностью к естественному взаимодействию с людьми, интегрируя различные технологии, такие, как распознавание голоса, отслеживание человека и генерация естественного движения.
«Она почти человек», - сказал Зохди, отметив, что съёмочная группа, задумав всю эту историю, захотела воплотить её «революционным образом».
А Сэм Хозе напомнил, что актёры, играя свои роли, опираются на собственный жизненный опыт, который у андроида, ясное дело, отсутствует.
«Эрика была создана с нуля. Нам пришлось моделировать все её движения и эмоции с помощью сессий один на один, чтобы развить её как самобытного персонажа. На это ушло около двух лет. Сейчас у Эрики уже есть определённый опыт. Она даже посещает музеи раз в месяц, чтобы «пообщаться» с людьми, понаблюдать за их поведением. В общем, она такой забавный робот. Когда мы только начинали этот проект, в 2018 году, мы нашли создателя Эрики. Вместе мы начали её тренировать, и увидели, что она играла безупречно. Пожалуй, на данный момент Эрика - самый лучший образец ИИ, который когда-либо пытались превратить в актёра», - рассказал Хозе..
«Нет, мы не хотим заменять всех актёров искусственным интеллектом. Но считаем, что для индустрии развлечений это любопытная возможность посмотреть на работу роботов в Голливуде. Создав Эрику, мы убедились в том, что она полностью в состоянии коммуницировать и взаимодействовать с людьми. Что это означает? Мы разработали этот алгоритм, чтобы защитить людей через «цифру». К примеру, если актёр не захочет рисковать своей жизнью во время каких-либо съёмок, мы сможем создать цифровую версию человеческого существа. И у него будет своя личность, никто не должен будет программировать её. Теперь мы используем этот алгоритм, чтобы провести набор действующих лиц с помощью технологии ИИ», - отметил Сэм Хозе.
Съёмки, по словам, команды «Б» должны завершиться летом 2021 года.
А напоследок хочу привести ответ профессора Хироши Ишигуро на мой вопрос о том, не считает ли он, что в своей работе покушается на роль Бога, не переступает ли грань, через которую, по мнению многих, перешагивать нельзя.
«Нет, не считаю. Потому что я не верю в Бога. Я верю в «мою» науку. У меня есть своё, особенное видение мира. Объяснить его в точности не смогу, но чувствую, что моя внутренняя позиция гораздо вернее всех тех версий, которые выдвигают различные религии. По крайней мере, для меня это так.
...Понимаете, сейчас затрагиваются некие фундаментальные вопросы из области человекознания, ставшие невероятно актуальными в контексте самой стремительно меняющейся реальности.
Мы делаем только первые шаги в изучении основных принципов сосуществования людей и «человеколюбивых» машин. Но всё же я именно учёный, который создаёт роботов, поэтому проблема взаимоотношений между людьми и андроидами — это уже дело самого общества...»