Людмила Бутузова
ИГРА В МОЛЧАНКУ
- У нас все настолько покрыто мраком, что невозможно даже добиться ответа, зачем превращать Орловщину в "свинский" регион? – рассказал «НИ» депутат областного совета Виталий Рыбаков. - Поголовье свиней в регионе уже превышает 520 тысяч. ООО «Знаменский СГЦ», который давно здесь работает, завершает проект расширения собственных свиноводческих мощностей до 1 миллиона голов. «Мираторг» посадит нам на голову еще миллион свиней. В области все население чуть больше 700 000 человек - по три свиньи на каждого… Представляете что будет с экологией? Люди, если не успеют разбежаться, просто утонут в навозе. Трижды задавал на сессии вопрос: как до такого додумались? Регион обеспечен мясом, в стране дефицита тоже нет… Но частная компания заходит и строит умопомрачительное количество новых свинарников. На сессии присутствуют губернатор Клычков, члены правительства – никакой реакции, как будто в первый раз слышат, что "Мираторг" уже здесь. Депутаты тоже стали наседать. Единственное, чего добились от губернатора, - «Мираторг» не обращался за разрешениями на строительство». На каком основании строят, - не отвечает, что дальше делать, - молчит...
Между тем скандал с незаконным строительством свинокомплексов в Кромском и Дмитровском районах уже невозможно было замолчать. Жители сел, попаших в «зону поражения», еще с зимы жаловались во все инстанции, что большегрузные машины с номерами соседних регионов разбили дороги и никто их не собирается восстанавливать. Затем появились вопросы, куда эти машины ездят и с какой целью . Местные власти оказались не в курсе. Два села - Большое Кричино и Холчевка – обратились за помощью к депутату Виталию Рыбакову. Съездил, посмотрел, оценил готовность свинарников в 80%. Выложил видео на ютубе. Для тех, кто не в курсе, жители прямо на камеру рассказывали, что работы начались осенью 2019 года, мнение населения никто не спрашивал, областные власти в диалог не вступают, а районные с перепугу, что окажутся крайними, просто прячутся от любых вопросов.
После видео-расследований Рыбакова депутаты оживились, была создана выездная комиссия, побывала на стройках Мираторга и убедилась, что свинарники растут сами по себе, как грибы в лесу. Зампред.местного парламента Сергей Потемкин не без иронии подытожил: «В принципе я понял, что теперь мы можем строить что и где хотим безо всяких разрешений».
Началась переписка с надзорными органами, она тянется до их пор. "Мираторг" уже свиней завозит, а департамент контрольной и надзорной деятельности, продолжает извещать депутатов, что экологическая экспертиза проектно-сметной документации на строительство свиноводческих комплексов в Кромском и Дмитровском районах не проводилась. Региональное управление градостроительства, архитектуры и землеустройства также пишет, что разрешения на строительство у агрохолдинга нет. При этом ни одна инстанция не сообщает о перспективах разбирательства в этой ситуации, все просто констатируют факты.
СВИНСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ
-Кромской и Дмитровский районы – это первая ласточка, - рассказывает Рыбаков. - Позже мне стали поступать жалобы сельчан Троснянского и Шаблыкинского районов. Все тоже самое – "Мираторг" строится без разрешения, без публичных слушаний, без экспертизы. Я сделал несколько обращений в прокуратуру: от 5 марта, 22 апреля, 8 мая и 14 мая. Глухо.
Не просто глухо, чем больше жалоб от жителей и запросов от депутатов, тем агрессивнее свинарники «Мираторга» продолжают захватывать Орловскую область.
- У нас в селе Ломовец Троснянского района, строительство идет как ни в чем не бывало, - сокрушается глава поселения Андрей Канаев. – Фактически это грубый рейдерский захват. Когда я звонил главе района, он мне сказал, мол, чего хотите – это же «Мираторг». Писал и президенту, и губернатору, и прокурору. Толку нет. Мы как пыль для начальства. Ни защиты, ни помощи не найти.
22 мая на территорию Молодовского сельского поселения неожиданно, без объявления о цели визита, заехала техника компании. Активно приступили к земляным работам.
- Мне позвонили жители, - рассказала глава поселения Валентина Ромащенкова.- Я поехала разбираться. Техника брянская, снимают чернозем, роют какие-то канавы. Никаких согласований со мной или с районным руководством на такие работы не было. Мы вообще не подозревали о каком-то строительстве. Рабочие сказали, что здесь будет построен свинокомплекс. Мы их остановили, что называется, на свой страх и риск. Просто перегородили дорогу трактору, когда тот начал копать, вызвали полицию. Полиция приехала, потребовала документы и разрешения. Ничего не оказалось, рабочих выгнали. На следующий день приезжаю проконтролировать, они опять здесь, копают, роют, и на завтра все повторилось -полиция по вызову не набегается. И только после этого, 25 мая представители «Мираторга» приехали рассказать, какие блага принесёт селянам соседство со свиньями. Привезли проект, сказали, что документы дооформят. Но это оказался не проект, а схема расположения объекта, нарисованная на ватмане, без печатей и подписей. Сейчас, спустя месяц, разрешительные документы мы так и не увидели, публичные слушания по проекту тоже не проводились.
По словам главы поселения, под свинарники агрохолдинга попали не только земли сельхозназначения, но и территории населённых пунктов. Есть деревни, где постоянно люди не живут, но на лето приезжают – места здесь заповедные истоки рек, пруд. Ни одна нормальная экспертиза не допустит строительства свинарников на водоразделе, но, как наслышаны жители, у "Мираторга" принято проводить свою экспертизу, и она всегда выносит заключение об экологической безопасности объектов.
- Нас это волнует, - говорит Ромащенкова. - В районе уже и так смрад от «Мираторга» - комплексы на 120 тысяч голов КРС, свинарник. И вот еще одна напасть - 15 тысяч новых свиней.
Шаблыкинский район по площади самый маленький в области, всего 847 км², население 6 700 человек. По меркам «Мираторга» – район малонаселенный, они такие и присматривают, чтобы было поменьше ущерба от их не самого безопасного производства. В Шаблыкино компания монополизировала 65% земель, столько же в Дмитровском районе, в Сосковском агрохолдинг занимает почти 50% пашни. В целом за пять лет компания выросла в Орловской области с 30 тыс. гектаров до 165 тысяч. Нет земли – люди разбегаются. Но сколько бы их не осталось, они тут живут, работают, имеют право на благоприятную окружающую среду. Как спасаться? Как противостоять нашествию? Местные говорят, что губернатор слова «Мираторгу» не скажет – «всё решается в Москве».
Больше всего крестьян унижает, что с ними не советуются, не разговаривают, и решают за них. Словно все тут – крепостные…
Молодовское поселение решило действовать через СМИ. Написали письмо в местное издание «Орелтаймс», 97 подписей, все жители несчастных деревень. Люди не только жалуются, но и задают вопросы: почему из Курской области «Мираторг» выдворили, а Орловская не смогла защититься? Почему бездействует областная власть? Есть у нас губернатор или нет?
После публикации в «Орелтаймс» прокуратура области организовала проверку, факты подтвердились: на земельном участке сельхозназначения площадью почти 2 млн кв метров проводятся земляные работы по строительству комплексов зданий и сооружений. И что? «С целью установления лиц, производящих работы и получения необходимых документов, заказчику строительства ООО «БрянскАгрострой» сделан запрос. По результатам полученных сведений, Россельхознадзор рассмотрит вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении», — информирует редакцию ведомство.
УМВД по Орловской области также сообщило, что письмо о возможном незаконном строительстве свинарников рассмотрено, «…обращение направлено в ПП по Шаблыкинскому району». Для справки: «ПП» — пункт полиции. «Ждём теперь от районных правоохранителей реакции на самоуправство «Мираторга». Возможно, именно сельским полицейским удастся защитить своих земляков от зловония агроолигархов и спасти экологию», - иронизирует издание. Вопрос, который волнует всю Орловщину, - «по чьей вине область оказалась в свиной оккупации?» - так и остался за скобками двух ведомственных отписок.
КТО КОГО ЗАМАНИЛ?
- Губернатор Андрей Клычков – главный бенефициар «Мираторга», - утверждает Виталий Рыбаков. – Агрохолдинг лез в область еще при Егоре Строеве, но тот хотя бы понимал, что свое сельское хозяйство нужно поднимать за счет собственных ресурсов, а не с помощью «инвесторов», которые приходят сюда с одной целью – доить область. С тех пор руководство региона дважды менялось, первое соглашение было подписано в 2013 году при экс-губернаторе Александре Козлове, Потомскому, слава богу, ничего не обломилось – «Мираторг» в то время осваивал другие регионы. Основная масса договоренностей с холдингом пришлась на губернатора Андрея Клычкова в 2018 году. Он тогда был и.о., хотел избраться и заработать очки у электората. Самый легкий путь к сердцу нищей области – посулить ей богатого инвестора. Под выборы на площадке Российского инвестиционного форума правительство региона с помпой заключило несколько соглашений с «Мираторгом» на реализацию крупных проектов с суммарным объемом инвестиций в 31,78 млрд рублей. Репутация холдинга в тот момент никого не интересовала, жаждали преференций. Сейчас, когда область на грани экологической катастрофы, нашему губернатору впору собирать чемоданы. Выбранный им инвестор просто добивает село...
На сайте регионального правительства сотрудничество с агрохолдингом оценивается в мажорных тонах: является «крупнейшим работодателем и налогоплательщиком в аграрной отрасли Орловской области», на его предприятиях сейчас работает порядка 3 тысяч местных жителей. Здесь же сообщается, что в текущем году «Мираторг» запустит в регионе комбикормовый и маслоэкстракционный заводы мощностью 800 тысяч тонн и 400 тысяч тонн соответственно. Про новые свинокомплексы не говорится ни слова.
Между тем, еще 15 февраля 2018 года Клычков заключил соглашение с Виктором Линником, главой «Мираторга», о строительстве свинокомплексов мощностью до 203 000 тонн товарной свинины в год. Рассчитано соглашение было до 2030 года, но «свиную» часть его совершенно неожиданно решили закончить на 10 лет раньше. Несколько месяцев назад на сайте Мираторга появилось сообщение, что агрохолдинг скорректировал свою концепцию в части географии размещения свиноводческих площадок: в итоге семь свинокомплексов, которые ранее планировалось построить в Курской области, будут перенесены в соседние Брянский и Орловский регионы.
СЮРПРИЗ ОТ СОСЕДЕЙ
«Ведомости» растиражировала это сообщение и, похоже, в Орле только из газеты и узнали, какой сюрприз их ждет.
Тут надо сказать, что решение Мираторга было не спонтанным. В Курской области, где действует более 30 площадок для откорма, идет затяжная и непримиримая война со свинарниками. «Вся область провоняла дерьмом» - с этой претензией куряне, что называется, и встают, и спать ложатся. И это еще не самое главное прегрешение агрохолдинга. Буквально убивает, что, не считаясь ни с чем – ни с экологией, ни с историей, ни с жителями, «Мираторг» захватывает «для свиней» любые понравившеся ему площади. Добрались до Понырского района – места Курской битвы, и построили свинарники прямо на солдатских костях. Как водится, строительство шло незаконно, без единого документа. Надо отдать должное сельским жителям – их протесты не прекращались ни на минуту, даже когда районная власть перешла на сторону «Мираторга» и согласна была ради обещанных «дивидендов на развитие» внести изменения в генплан и узаконить строительство. В селах Понырского района добились публичных слушаний и выступили решительно против свинарников на месте Курской дуги. Легализовать строительство не удалось, в октябре прошлого года оно было заморожено.
Не сдался и поселок Верхний Любаж в Фатежском районе области. Там свинарники располагались в нескольких метрах от жилых домов. Как-то очень кстати накануне вторжения свиней поселок потерял статус города, лишился больницы, почты, банка…. Несмотря на откровенную нищету и разруху, жители Верхнего Любажа уверены, что компания "Мираторг" лучше их жизнь не сделает. На общественных слушаниях селяне скандировали «Прочь!» и готовы были в суде бороться против свинокомплекса.
Поддержали людей почти все политические партии и местный Народный фронт. По словам активиста ОНФ Сергея Григорьева, «Мираторгия Курской власти — болезнь глубокая, прогрессирующая, со спазмами и язвами, поразившая органы и вширь и ввысь. Поэтому каждая стройка идет наглее прежней, не гнушаются никакими средствами при оказании давления на земляков. Но последнее слово всегда должно быть за людьми. Им тут жить – им и решать».
Губернатор региона Роман Старовойт не стал обострять ситуацию. Что за бои шли с «Мираторгом» и как его удалось выпихнуть с Курской дуги – история умалчивает. Но в итоге в феврале 2020 года Старовойт написал на своей странице в соцсети «ВКонтакте», что «Мираторг» перенесет строительство семи новых свинокомплексов из Курской области в соседние регионы. Агрохолдинг это подтвердил. Вот так куряне подложили свинью орловским крестьянам и передали им эстафету борьбы за свои права.
ЛЮБИМЦЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Что это вообще за компания, перед которой региональные власти ходят на цырлах, а сама она, где бы не появилась, становится объектом неприязни со стороны граждан?
Государство такой неприязни не ощущает. Крупные агрохолдинги на сегодняшний день – любимцы правительства, в прошлом году на прямой линии Владимир Путин также весьма высоко оценил их роль в развитии сельского хозяйства, особенно с 2014 года, когда крупные компании в противовес западным санкциям сумели нарастить собственное производство продуктов питания в стране. Конкретно ударники труда не назывались, но, похоже, лучше всех оправдала надежды на импортозамещение кампания «Мираторг» братьев Линников, за короткий срок ставшая крупнейшим производителем мяса в России
Штаб-квартира «Мираторга» в Москве, локация — центральная Россия: Калининградская, Тульская, Брянская, Орловская, Калужская, Курская и Белгородская области. Именно в этих регионах кампания совокупно владеет 1 млн. га земли общей стоимостью 45 млрд. рублей. По информации, размещенной на ее официальном сайте, в 2018 году (более поздних данных нет) «Мираторг» произвел 114 тыс. тонн мяса птицы, 423 тыс. тонн свинины, 108 тыс. тонн говядины. Объемы производства говядины с 2015 года выросли почти в 3 раза.
Согласно данным «Контур.Фокус», ООО «АПХ «Мираторг» является учредителем 36 действующих организаций в 8 регионах страны
МИМО РТА НЕ ПРОНЕСУТ
Стремление «Мираторга» захватить как можно больше угодий специалисты объясняют тем, что это позволит предприятию в дальнейшем получать и увеличивать дотации из федерального бюджета – обрабатываемая площадь является при этом одним из обязательных факторов.
Бюджетный протекционизм в пользу крупных агрохолдингов, по мнению фермеров, окончательно добивает малый бизнес на селе. От этого в первую очередь пострадают простые люди.
– Фермеры помогают во многом: содержат дороги, помогают деньгами, когда нужно, завозят песок на кладбища – пальцев не хватит загибать, какие заботы висят на нас, - заявила глава крестьянского хозяйства Лариса Малеева.- Что сделал в Орловской области «Мираторг»? Раздавил дороги между селами, там теперь ни пройти, ни проехать. Но федеральные дотации – ему, льготные кредиты – тоже ему, нам, маленьким фермерам со своими 200 гектарами, – ничего. И выживай как хочешь. Я уже третий год поднимаю этот вопрос, но никто не хочет ни с кем портить отношения, все только будут выезжать на фермерах.
К слову, Малеева не на пустом месте заявила о выделении «слишком выгодных» преференций компании «Мираторг». Как свидетельствуют данные Института комплексных стратегических исследований, во многих сельскохозяйственных регионах большая часть дотационных средств достается нескольким крупным компаниям. Среди примеров концентрации субсидий приводится и Орловская область, и Смоленская, и Белгородская. В Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов России, в качестве «вопиющего примера» привели Брянскую область, которой не так давно только из федерального бюджета выделили 1,5 миллиарда на поддержку всех фермерских хозяйств, и, «Мираторг» получил 99% этой суммы — 1 миллиард 400 миллионов.
«Когда строится такая пирамида как «Мираторг» — а это реально пирамида, делается все, чтобы уничтожить конкурентов, чтобы не было мелких фермеров», - жалуется в интернете затюканный «конкурент» со Смоленщины, не назвавший фамилию, чтобы не создавать себе лишних проблем.
Регионы требуют справедливости. В Суздале на Всероссийской конференции под председательством зампреда Госдумы РФ Сергея Неверова, вице-спикер Орловской области Михаил Вдовин предлагал на законодательном уровне закрепить за агрохолдингами обязанность по финансированию социального развития села и сельской инфраструктуры. В самом деле, почему бы такой крупной компании как «Мираторг», не построить для людей больничку? Ну хотя бы отремонтировать разбитые большегрузами дороги, а не перекладывать это дело на нищих фермеров и районную власть. Что-то предложение не нашло отклика. Разве что в Шаблыкинском районе Орловской области «Мираторг» «за доставленные неудобства» соорудил в одном из сел крохотную спортплощадку при школе.
В Брянской области, если верить жителям, и того нет. Пишут всюду, в том числе и нам в «Новые Известия», что многим уже пришел каюк от соседства с "Мираторгом".
« Они в ТАКИЕ кабинеты двери ногами открывают! А мы при них, как крепостные. Они все поля огородили столбами с натянутой проволокой, причём ограда эта — впритык к хозяйствам «аборигенов», которые живут здесь десятки лет. Придвинулись так, что тем, кто держит скот, негде корову собственную выпасти. Вон, у нашего соседа Руслана — 12 коров, мы у него молоко покупаем. Уж как он исхитряется, чтобы скот был сыт, просто невероятно! А вообще людям косить для скота негде, а купить не за что».
«Работы в деревнях наших нет, а устроиться в «Мираторг» практически невозможно — они принципиально местных не берут, привозят рабочих из других мест.»
БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ – БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ
Бывший президент Российского мясного союза, а сейчас независимый аналитик Мушег Мамиконян считает, что «Мираторгу» для дальнейшего развития нужно быстро наращивать экспорт. Впрочем, эксперты уже заметили, что Мираторг настойчиво пробивается на внешние рынки и рассчитывает отправлять говядину в страны Персидского залива, Южную Корею, Гонконг и Японию. В 2016 году во время визита российской делегации в Японию велись переговоры о допуске мясной продукции на ее рынок и даже, к удивлению российской стороны, вроде бы добились согласия несговорчивых японцев. С тех пор немало воды утекло, возможно планы изменились. Но в мире немало других стран…
Можно было бы порадоваться за компанию, которая не прочь накормить своим мясом всех нуждающихся. Но как вспомнишь, чего это стоит российским селам, задушенным свинарниками, и людям, которых свиньи выживают из родных мест…
Независимое расследование депутата Виталия Рыбакова о незаконном строительстве свинокомплексов в Орловской области здесь.